Стеснение Басилашвили, травмы Гурченко и унижение в Каннах: история фильма «Вокзал для двоих»

В 1982 году на большие экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», снятый на основе реальной истории советского композитора Микаэла Таривердиева, который однажды взял на себя вину за возлюбленную, сбившую насмерть человека.

Конечно, большая часть фактов из фильма – выдумка сценаристов, однако основная линия – реальная, хотя Таривердиев, получив два года колонии, попал под амнистию и в места лишения свободы не попал.

Есть в фильме еще одна история, имевшая реальную подоплеку.

Во второй половине 1950-х годов уже после смерти Иосифа Сталина автор стихотворения «Хорошая девочка Лида» Ярослав Смеляков по «политической» статье, отпросился из колонии в гости к своим друзьям – сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому, которые отбывали срок в соседней колонии-поселении.

Друзья хорошо посидели, и к утренней перекличке он вернуться не успел. Фрид и Лунский дотащили до соседней колонии его на себе. Наказывать поэта не стали.

Главные роли в фильме «Вокзал для двоих» писались специально под Олега Басилашвили и Людмилу Гурченко. С каждым из них в отдельности Рязанов уже работал, но друг с другом актер и актриса знакомы не были.

И вот знакомство и на репетиции первой сцены (снимали не в хронологическом порядке) актер и актриса должны были поцеловаться.

И тут оказалось, что Олег Валерианович – человек довольно стеснительный и поцелуй с в общем-то чужой женщиной для него был немыслим.

Басилашвили честно об этом сказал Рязанову, мол, как я могу поцеловать женщину, когда только познакомился с ней.

В итоге Гурченко попросила режиссера поправить сценарий и убрать сцену поцелуя. Интересно, что на съемках Людмила Марковна и Олег Валерианович подружились и тепло общались всю жизнь.

Самой сложной оказалась финальная сцена, где главные герои ползут в колонию. Снимали на морозе, каждая сцена в несколько дублей.

Долго бежали, падали, вставали, и снова бежали. Тяжелее всего пришлось Гурченко, которая сильно разбила колени, но она и не думала жаловаться до окончания съемок. Только потом взяли пару дней для лечения и отдыха.

Олегу Басилашвили перед съемками полтора месяца прожил в настоящей колонии вместе с реальными заключенными. Естественно актера охраняли, и было от чего, на самом деле, от кого.

Зеки невзлюбили актера – это сытый и свободный человек был совсем из другого круга общения.

Олег Валерианович делился с заключенными продуктами, отдал им часть своих вещей, и один зэк объяснил ему воровской уклад жизни и правила поведения в колонии. Фамилия этого заключенного была – Онофренков.

Ее в благодарность к этому человеку произнес в фильме актер.

Фильм отправили для представления на основном конкурсе на кинофестивале в Каннах. Однако из-за шпионского скандала, разразившегося в те дни между СССР и Францией, западная публика не хотела общаться с советскими коллегами.

В зале они сидели почти в одиночестве, на пресс-конференции их не приглашали.

Но в СССР «Вокзал для двоих» стал по версии журнала «Советский экран» лучшим фильмом 1982 года, а Людмила Гурченко после его выхода на экраны получила звание Народной артистки СССР.

Оцените статью
Стеснение Басилашвили, травмы Гурченко и унижение в Каннах: история фильма «Вокзал для двоих»
«Приступ хохота с обеих сторон»: как смех спас Юрия Никулина и его сослуживцев на фронте