«Маленькую Веру» посмотрели 55 миллионов советских зрителей. Фильм стал необычайно популярен с выходом на экраны в 1988 году.
Это была история, близкая многим — про простую рабочую семью 80-х, любовь и бытовуху. Да ещё и с «запрещённкой»!
Молодые актёры Наталья Негода и Андрей Соколов проснулись знаменитыми. 24-летняя Наталья играла в ТЮЗе в детских спектаклях, и её никто не знал — ей доставались роли зверюшек.
Зато после выхода фильма она стала «Лучшей актрисой года», получила призы на международных кинофестивалях, поездила за границу, снялась для журнала «Playboy».
25-летний Андрей тут же стал одним из самых привлекательных актёров-мужчин, его ждала успешная карьера в кино. Для режиссёра Василия Пичула и сценаристки Марии Хмелик это был славный дебют.
Хотя больше они ничего столь же заметного в кинематографе не создали.
Люди рвались в кинотеатры, выстаивая очередь за билетами. Василий Пичул вспоминал, как в Ленинграде подхватил дряхлого старичка, рвущегося к кассе и почти упавшего.
— Ну Вы-то куда рвётесь?
— Прежде чем умереть, я должен это увидеть!
Слухи об откровенности фильма преувеличивали, «обнажёнки» совсем чуть, но полутораминутная сцена в постели была чем-то необычным в нашем целомудренном кино.
Говорили, что Горбачёва, впрочем, эта сцена шокировала, и он ушёл с просмотра.
Режиссёра и сценаристку критиковали за очернение простых трудящихся.
Одни зрители восприняли картину, как правдивый рассказ про настоящую, не отлакированную жизнь. Другие уходили после знаменитой сцены, так как смотреть в кино просто «бытовуху» совсем не хотелось.
У кого-то дома были такие же отец-алкоголик и неласковая мать, у кого-то — похожие соседи в родном подъезде.
За границей фильм восприняли с восторгом. Вот они, все «прелести жизни» за железным занавесом: алкоголизм, бедность, ножевые драки и уличные девицы.
Наталья Негода довольно быстро уехала в Америку насовсем, за успехом, за славой, за голливудской мечтой. Правда, как у всех уехавших актёров, ничего хорошего не вышло, и она вернулась.
Казалось, формула успеха найдена: больше откровенности и бытовой неустроенности. Много появилось в чём-то схожих фильмов, таких как «Авария — дочь мента», «Меня зовут Арлекино»,«Интердевочка» и других.
Однако, вопрос спорный. Наравне с показом условного «дна» должны быть фильмы о добрых, честных, сильных людях, они никуда не исчезали и в самые тяжёлые времена в нашей реальности.
Проблема же перестроечного кино состояла в некотором перекосе в сторону тошнотворного быта, криминала, грязи и безысходности.
По прошествии лет мы понимаем, что фильм хорош не скандальной сценой, а показом трагедии «маленького человека». Отца и мать Веры сыграли Юрий Назаров и Людмила Зайцева, эти роли одни из лучших в их фильмографиях.
Дело ведь не в скромной жизни — тесная квартирка, дешёвая водка или самогон в бутылках с красивыми этикетками, обшарпанность и скромность быта, отсутствие заграничных шмоток.
Душевности нет, нет уюта. Родителям важно лишь, чтобы ребёнок был накормлен, как едой, так и формальными нравоучениями.
Отец топит бессмысленность собственного бытия в алкоголе, мать обозлена на всех за неудавшуюся жизнь. Всё тухло и беспросветно.
Сочувствуешь в общем-то всем без исключения. Посмотришь и сделаешь всё, чтобы не жить такой жизнью.
Так что фильм достоин просмотра, всё-таки это неплохая социальная драма, которая может происходить и сейчас где угодно на нашем земном шарике, просто в разных декорациях. А «обнажёнкой» давно никого уже не удивить.