Сам фильм «Покровские ворота», хоть и является частично комедией, в большей мере всё же именно драма. Согласитесь, жизненные ситуации соседей Костика никак не назвать весёлыми: разводы, ссоры, интриги и прочее. Порой картина больше напоминала социальную драму, демонстрирующую неизменные пороки человеческой природы и суть взаимоотношений между близкими людьми.
И вот, на фоне всего этого крайне неестественно смотрится вечный оптимизм Кости. Он прямо весь постоянно ходит и сияет от радости, хотя вокруг весьма немного поводов быть в хорошем настроении. Выглядит весьма странно, согласитесь? Да и в жизни таких людей тоже практически не встретишь. А если и встретишь, то вряд ли примешь за вменяемого человека.
И я долго думал над этим противоречием в образе Кости и всего остального фильма. Неужели тут дело в том, что актёр Олег Меньшиков изобразил совсем не тот образ, который нужно было? Да нет, это вряд ли.
Все коллеги по съёмочной площадке отмечали, что вне кадра Меньшиков был максимально серьёзен и относился к делу с полной отдачей, как самый настоящий профессионал, чётко следовавший всем указаниям «начальства».
Тогда, значит ли это, что режиссёр Леонид Зорин специально создал своего рода контраст между серой и унылой действительностью, в которой живёт Константин, и характером самого главного героя?
Сначала я бы хотел обозначить, что фильм является пересказом Кости о былых временах своей беззаботной молодости, а точнее про пятидесятые годы. Думаю, уже это объясняет, почему жизнь в коммуналке показана такой романтичной и весёлой – потому что так её воспринимает главный герой через призму ностальгии.
Будучи молодым аспирантом, Костя не особо беспокоился о будущем, постоянно гулял с девчонками и просто веселился, как большинство молодых людей его возраста. С тех пор прошло 30 лет и вот теперь Ромин серьёзный взрослый мужчина, вспоминающий о своём прошлом и заметно его романтизируя.
Впрочем, это не единственная трактовка весьма неоднозначного и даже выделяющегося образа Костика. Очень интересную версию предложила Эльга Лындина, опытный киновед. По её словам, все те невзгоды, что происходят вокруг Кости, Ромин воспринимает скорее как театральную постановку. Сам фильм – это мюзикл, напомню, словно Костя воспринимает весьма невесёлую действительность именно как забавную игру.
Ему безразличны проблемы жильцов дома, ведь они для него почти как «актёры». Это достаточно интересная мысль, также объясняющая странности в поведении протагониста. Пока у всех вокруг творится несчастье, он смотрит на это всё с улыбкой, словно наблюдая за весёлым представлением, устроенным специально для него самого.
Согласитесь, Костя персонаж достаточно эгоцентричный и самолюбивый, что в фильме чётко демонстрируется, поэтому такая версия весьма неплохо раскрывает нашу сегодняшнюю тему. К тому же формат мюзикла тоже наталкивает на подобные рассуждения.
Есть ещё один взгляд на персонажа Костю Ромина, только теперь описывающий его скорее с положительной стороны. Если в предыдущей версии Костя был скорее мнительным и эгоцентричным циником, с ухмылкой наблюдающим за происходящей вокруг него драмой, то, согласно другому предположению, он пытался донести до своих соседей тот самый присущий ему оптимизм.
Разумеется, порой его поведение выглядело весьма неуместно, можно сказать неэтично, но главным мотивом Ромина было желание вдохновить престарелых дяденек и тётенек снова почувствовать себя молодыми и счастливыми.
Пускай весьма нестандартными методами, но он пытался внести в их бытовуху немного романтики. Как он, например, пытается наставить Хоботова на правильный путь, дабы тот сам научился решить свои бытовые проблемы – чем не благородный поступок?
Вот такие разные взгляды на Константина Ромина. Во многом для меня этот персонаж всё ещё остаётся весьма странным, но это и создаёт хороший плацдарм для различных интерпретаций его образа.