Студенческая короткометражка, восхитившая Сергея Бондарчука

Короткометражные ленты — не самый популярный жанр в кино, тем более если они сняты начинающими кинематографистами. Но иногда именно короткометражки становятся для молодых авторов прорывом и открывают им массу возможностей.

Выпускник режиссёрского факультета ВГИКа Александр Косарев в качестве дипломной работы снял зарисовку «Сто шагов в облаках» (1973) об инциденте на большой стройке, и эту работу тут же заметили.

Но решать, оправдал ли режиссёр возложенные на него надежды, предстояло зрителям.

Сразу надо сказать, что в те времена съёмками в студенческих и дипломных проектах не брезговали и знаменитости: в ленте Александра Косарева, у которого ещё даже не было диплома, появились Михаил Глузский, Герман Качин, Борис Руднев — уже хорошо известные аудитории актёры.

А автором сценария был писатель и юрист Анатолий Безуглов. Это имя вам, возможно, знакомо: Безуглов был не только действующим юристом, но и первым ведущим телепередачи «Человек и закон».

Сценарий «Сто шагов в облаках» был не совсем типичен для писателя, поскольку в нём не было детективной составляющей, его можно скорей отнести к производственным драмам. Но интересно, что уже именитый автор и безвестный кинематографист нашли общий язык, и позже ещё неоднократно вместе работали. Так, в частности, для, наверное, самого известного фильма Александра Косарева «Сувенир для прокурора» (1989) сценарий написал всё тот же Анатолий Безуглов.

Что касается сюжета «Ста шагов в облаках», то он незамысловат: это противостояние молодого, полного энергии рабочего-энтузиаста Василия и опытного и довольно авторитетного специалиста Семёна, который слишком уж любит деньги.

Василий, вернувшись из армии, попадает на гигантскую стройку и понемногу вливается в коллектив. Верховодит там балагур Семён Прохоров, мужчина умелый, активный, самоуверенный. Правда, на голом энтузиазме он работать не готов:

Семён считает, что его труд, там паче сверхурочный, должен оплачиваться максимально. И когда на кабельном кране происходит поломка, он предлагает прорабу его починить, но за крупную прибавку к зарплате.

Но такие деньги прораб выбить не может. Однако в противном случае оборудование будет простаивать, и это тоже плохой вариант. И тогда Василий, обвинив Семёна в стяжательстве, сам поднимается на огромную высоту и начинает ремонт в небезопасных условиях. В какой-то момент Василий роняет страховочный пояс.

Роли антагонистов Василия и Семёна сыграли Борис Руднев и Герман Качин. Третью главную роль, прораба, исполнил Михаил Глузский.

Маленькую роль девушки-рабочей получили Ирина Короткова, жена Александра Косарева и его постоянная актриса, а в небольшой роли одного из строителей — Александр Лебедев, которого вполне можно считать одним из королей эпизодов советского кино.

Пару слов о музыке, которая тоже была в этом маленьком фильме. Её написал Алексей Рыбников, и он тоже с этого момента будет одним из постоянных соратников режиссёра Александра Косарева, который вообще предпочитал окружать себя людьми знакомыми и проверенными, и поэтому часто приглашал одних и тех же артистов. Автором стихов для песни был Александр Алшутов, но в дальнейшем Косарев сам будет писать стихи для композиций, звучавших в его картинах. Кстати, стихи режиссёра можно услышать и в больших музыкальных шлягерах Юрия Антонова (например, в песнях, которые Антонов пел в мелодраме с комедийным оттенком «Прежде, чем расстаться» 1985 года) и Александра Серова (а он сыграл роль певца-ловеласа в перестроечном детективе «Сувенир для прокурора» (1989)).

Короткометражке «Сто шагов в облаках» выпал поистине счастливый билет: о ней случайно узнал Сергей Бондарчук, и фильм ему необычайно понравился. Он даже сравнивал его с легендарной «Высотой» (1957), хотя, на мой совершенно любительский взгляд, только высота эти ленты и роднит. При всём уважении к патриархам советского кино не могу разделить их востроги по поводу этой короткометражки, но отмечу, что высота, сама стройка, природа действительно сняты красиво, от некоторых кадров захватывает дух (увы, найти информацию о месте съёмок не получилось).

А как вы считаете, короткометражки могут конкурировать с полнометражными лентами? Есть ли короткометражки, которые произвели на вас сильное впечатление?

Оцените статью
Студенческая короткометражка, восхитившая Сергея Бондарчука
Почему легенда советского кино Марина Ладынина почти половину своей жизни избегала зеркал?