Главный герой фильма — это приехавший из деревни учится в институте наивный парень, который был вовлечен в интригу вокруг ректора этого учебного заведения при посредничестве сотрудника КГБ, прикрепленного к ВУЗу. Однако впоследствии некоторые люди оказываются не теми за кого себя выдают.
Изначально авторами ленты даётся экспозиция о правильности выбора неиспорченной городской жизни честным парнем, решившим откликнуться на призыв органов помочь в предотвращении злодеяний. Там более те студенты, за которыми ему поручено следить, выглядят избалованными мажорами, которые бездельничают от безделья. Но постепенно становится ясно, что и осуждающие их образ жизни люди старшего поколения и сами не образец для подражания.
Начавшись как конфликт между отцами и детьми, фильм внезапно превращается в напряженную детективную историю. Оказывается, что за всем этим студенческим вольнодумством и бунтарством стоит твердая рука некоего очень мутного и опасного человека. Используя слабости и юношеский идеализм ребят, ловкий кукловод подстрекает их к совершению преступления.
В противостоянии сотрудника КГБ и мутного кукловода нет агентов-интеллектуалов с необычными способностями, и сама шпионская составляющая ближе к концу фильма уходит на нет, оставляя лишь циничных взрослых, манипулирующих детьми в своих интересах.
Рабочим названием фильма было «Ничей», и это более точно отражает состояние главного героя, который не имеет четких убеждений и идейных установок. Он чист, как чистый лист бумаги, на который можно записать что угодно, как хорошее, так и плохое. Оказавшись в водовороте тревожных событий, парень пытается найти прочную почву под ногами, и, не найдя опоры, стремится вернуться в деревню, где все просто и понятно. Интеллигентные люди из научной среды, втянувшие мальчишку в эту историю, умело воздействовали на него, но не удосужились провести беседу на тему «что такое хорошо, а что такое плохо».
В самый напряжённый, предшествующий кульминации момент фильма, раскрывается подлый обман, и не всё оказывается таким, каким казалось. Изменившаяся ситуация ещё больше усложняет моральный выбор героя.
Фильм имеет неожиданную развязку, даря зрителю много поводов для размышлений в рамках серой морали и лишая его поводов для оптимизма.
Автором фильма стал крупный советский режиссёр Николай Лырчиков, который также является автором сценария. Зрителю Лырчиков известен по комедии «Безумный день инженера Баркасова» (1983) и лирической драме «Ещё люблю, ещё надеюсь» (1984).
Главную роль в фильме исполнил актер Артем Тынкасов, известный зрителям как заграничный принц Пенапью из красивой и трогательной сказки «Не покидай…». В фильме также задействованы такие опытные актеры, как Игорь Дмитриев, Александр Феклистов и Владимир Стеклов.
Роль одиозного злодея, подстрекавшего подростков к преступлению, исполнил каскадер Виктор Павлюченков, и несмотря на отсутствие актерского опыта на тот момент, он хорошо воплотил этот образ и выглядел убедительно.
Стоит отметить, что герой Павлюченкова по имени Сергей вовсе не похож на диссидента или агента иностранной разведки, хотя его целью было расшатывание СССР. Он представляет собой типичного нигилиста 19 века, словно сошедшего со страниц романа Достоевского «Бесы», что вносит некоторое сумбур, но добавляет фильму пикантности.