В 1983 году после громкой премьеры фильма «Влюблен по собственному желанию» Олег Янковский встретился со своим коллегой Никитой Михалковым. Актеры поговорили о восприятии этой картины, о том, что важнее – рассмешить сто зрителей или помочь одному?
Получилась интересная беседа двух талантливых людей, показанная по советскому телевидению.
— Олег Иванович, сегодня ты был свидетелем тому, как люди смотрят картину «Влюблен по собственному желанию». Полезное дело для кинематографиста встречать неподготовленного зрителя у кинотеатра и пытаться понять, что же твоя картина для зрителя значит.
Зрители высоко отзывались и о фильме «Влюблен по собственному желанию», и о работе Олега Янковского и Евгении Глушенко. Как ты думаешь, в чем же заключается секрет этого успеха?
— Мне думается, что, прежде всего, это кроется в индивидуальности режиссера Сергея Микаэляна. Это очень чистая картина, правдивая картина. В ней нет надуманности.
— Зрители, говоря об этой картине, постоянно касаются одной очень важной темы – это картина жизненная. В чем заключается природа успеха этого фильма?
— Никита Сергеевич, я недавно получил записку, где зритель предъявил мне претензии за мои, казалось бы, лучшие работы. Записка была такого содержания: «Янковский, не кажется ли вам, что в картинах «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Влюблен по собственному желанию» и «Полеты во сне и наяву» вы повторяетесь?».
А я считаю, что это лучшие мои картины. После картины «Во сне и наяву» приходят письма, где мы кому-то помогли. Что важнее: сто человек развлечь или одному помочь? Иногда важнее одному помочь.
— Исходя из этого, развлечения требует человек благополучный. А помощь необходима человеку неблагополучному.
— Безусловно.
— Олег Иванович, согласен ли ты с тем, что критерием в оценке сделанного является для серьезного критерия: стыдно или не стыдно? Если да, то, есть что-нибудь, за что тебе стыдно?
— Конечно, безусловно. Сорок с чем-то картин, если бы начинал все с начала, в половине я бы сейчас не стал сниматься. Длинный процесс был съемочный в Италии, и я привык к ощущению, что есть все время какой-то посторонний взгляд.
— Поясню, что Олег Янковский сейчас снимается в картине Андрея Тарковского «Ностальгия».
— Там я поймал себя на мысли, что в Италии на меня никто не смотрит. И даже удивился, растерялся (смеется). Потом это переходит в мучительный процесс, потому что происходит потеря ощущения своей личности. Не потому что мне приятно, что на меня смотрят, а потому, что я что-то значил, а теперь, вроде как, ничего не значу. Я бы так сформулировал: боюсь быть ненужным. Это для нашей профессии — катастрофа.
— Не путаешь ли ты понятия «популярность» и «нужный – ненужный»?
— Популярность – явление временное. И всем нравиться нельзя, есть какая-то аудитория твоя.
— Что должен делать актер, чтобы сохранить свое существо в этой суетной, быстро летящей жизни?
— На этот вопрос, наверное, невозможно ответить. У каждого по-разному.
— А у тебя?
— Быть нужным завтра зрителю, значит, найти что-то новое в профессии, а, значит, в себе. Это вопрос, которым я мучаюсь, занимаюсь. Конкретного рецепта нет.