Когда пересматриваешь некоторые советские и российские фильмы, то нередко можно увидеть Любовь Соколову в небольших эпизодических ролях, чаще всего в образе мамы. Ей даже присудили негласное звание «всесоюзной киномамы», да и многие коллеги по съёмкам называли её «наша мама». По их воспоминаниям Любовь Сергеевна была невероятно добрым и сердечным человеком, именно такой, какой мы привыкли видеть её на экране. Потому что актриса не столько играла, сколько проживала каждую свою роль, внося в неё что-то своё. Буквально за несколько минут экранного времени она умела целиком показать судьбу своих героинь. И дело здесь не только в уникальном актёрском даре, но и в судьбе самой Любови Сергеевны Соколовой. Судьбе, достойной экранизации.
Любовь Сергеевна Соколова
Она родилась 31 июля 1921 года в Иваново-Вознесенске в простой рабочей семье. Актёрский талант девочки проявился довольно рано. В школьные годы Люба посещала драмкружки и участвовала в художественной самодеятельности. В 18 лет приехала в Ленинград и поступила в Педагогический институт им. Герцена. Но учителем русского языка и литературы девушке так и не суждено было стать. Уже учась в институте Любовь узнаёт про набор студентов в актёрскую школу при «Ленфильме». Ей удаётся выдержать огромный конкурс и покорить руководителя курса Сергея Герасимова.
В театральной школе Любовь познакомилась с красавцем актёром Георгием Араповским. Вскоре они сыграли свадьбу. На это же время пришёлся дебют начинающей актрисы в фильме Герасимова «Маскарад». Во время войны учёбу пришлось бросить. Любовь с Георгием пошли работать на военный завод. А когда сомкнулось блокадное кольцо, девушка потеряла всех своих ленинградских близких и знакомых. У неё на руках умерли муж и свекровь. Сама она выжила чудом, попав в феврале 1942 года во вторую волну эвакуации по «дороге жизни».
Люба была настолько ослаблена и истощена, что до родительского дома ей удалось добраться только с чужой помощью. Целый год она сильно болела и долго не могла восстановиться. Девушка сидела на скамейке около своего дома и смотрела в одну точку. Из состояния голодной апатии Любу вывела мама. Она напомнила девушке, что та собиралась стать актрисой, и посоветовала не отказываться от своей мечты. Мама отправляет её со знакомыми в Москву. Любу принимают сразу на второй курс ВГИКА. Она не только учится, но и подрабатывает носильщиком на вокзале и все деньги тратит на питание.
После окончания института девушку принимают в Театр киноактёра. В молодости Любовь Соколову называли тургеневской барышней и прочили ей большие роли романтических красавиц, которых она впоследствии переиграла на театральных подмостках великое множество. Красивую и талантливую актрису не обходят вниманием и кинорежиссёры. В послевоенное время она сыграла в фильмах «Поезд идёт на восток», «У них есть Родина» и заметную роль медсестры Вари в «Повести о настоящем человеке».
В 1951 году Любови Соколовой предложили поехать в ГДР и играть в театре при группе советских войск. На родину актриса вернулась через пять лет и сразу включилась в съёмочный процесс. В год выходит по несколько фильмов с её участием: «Это начиналось так», «Две жизни», «Семья Ульяновых», «Ночной гость», «Тихий Дон», «Баллада о солдате» и многие другие. В 1959 году на съёмках фильма «Хождение по мукам» Любовь познакомилась с ассистентом режиссёра Георгием Данелией, с которым проживёт 26 лет в гражданском браке.
Актриса сыграет во многих картинах своего мужа: «Серёжа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве» и других. Самым любимым своим фильмом она называла «Тридцать три» (1965), ведь в нём актриса снималась с 6-летним сыном Николаем. Ради него Любовь Сергеевна будет отказываться от многих ролей, в том числе и главных. Впоследствии Николай Данелия будет пробовать себя и в режиссуре, и в актёрском мастерстве. Он писал прекрасные стихи, также у него был талант художника. Николай погибнет в возрасте 26 лет при невыясненных обстоятельствах. А незадолго до этой трагедии от актрисы уйдет муж, променяв её на другую женщину.
После этих бед Любовь Сергеевна начала болеть, но она мужественно продолжала работать и никогда не жаловалась на судьбу. Спасение актриса находила в общении со своими зрителями. Много гастролировала. Со сцены пела романсы и читала стихи сына, а также свои. Осенью 1994 года Любовь Соколова вместе с Майей Булгаковой ехали на московский благотворительный концерт. В машине находились пять человек. Шофёр никак не мог поверить, что везёт таких знаменитых актрис, и всё время на них оглядывался. В результате не справился с управлением и машина врезалась в столб. Майя Булгакова и шофёр погибнут в этой аварии, а Любовь Сергеевна чудом выживет.
По некоторым данным Любовь Соколова снимется без малого в четырёхстах фильмах, и её имя будет внесено в Книгу рекордов Гиннесса. Она сотрудничала с очень многими режиссёрами, которые утверждали её в свои картины без проб. А ведь актриса разборчиво подходила к выбору ролей. Любовь Сергеевна старалась не играть роли отрицательных персонажей. Даже ударить кого-то в кадре превращалось для актрисы в настоящую проблему. Так в фильме «Доживём до понедельника» (1969) её героиня должна была дать подзатыльник своему непутёвому сыну Вовке. Любовь Сергеевна очень долго не решалась ударить подростка, пока сам Аркадий Листаров, играющий эту роль, не уговорил её.
Не смотря на серьёзные проблемы со здоровьем, актриса снималась до конца своей жизни. Последние годы она так же много времени проводила со своей любимой внучкой Маргаритой, которая станет для Любови Сергеевны большим утешением. Выдающаяся актриса скончалась от сердечного приступа 6 июня 2001 года, совсем немного не дожив до своего 80-летия. Она похоронена рядом со своим сыном на Кунцевском кладбище.
Любовь Сергеевна снялась в невероятном количестве фильмов самых разных жанров, но в большинстве из них сыграла женщин с очень трудной, трагической судьбой. Она настолько достоверно и убедительно проживала жизнь своих героинь, что зрители безоговорочно ей верили. А как не поверить так много испытавшей женщине, судьба которой была во многом похожа на созданные ею образы.