Судьба Кати: деталь в «Бандитском Петербурге­», о которой не говорят

Я пересмотрела/перечитала БП, для краткости буду так писать, и меня поразило знаете что? Впервые я заметила совершенно дикий для нынешнего времени факт.

Судьба Кати сложилась совсем против ее воли. Умная и образованная девушка из интеллигентной, очень далекой от криминала семьи просто плыла по течению всю жизнь. Принимая, в общем, крайне опасную судьбу.

Не была Катя рождена, чтобы стать женой бандита. Стала ей, не принимая этого решения. Всю ее жизнь ей просто распоряжались разные мужчины.

Вообще БП – книга с хорошим, интересным сюжетом. Но нелогичная, бессвязная и написанная откровенно плохо. Сериал вышел намного лучше, потому что одни акценты из книги убрали, а другие добавили.

Например, Катя в книге – это вообще какая-то супервуман. Мэри Сью. В 19 лет она выходит замуж за первого мужа, которому за 40, он крупный руководитель и теневой коммерсант (годы еще до Перестройки, т.е. ходит под расстрельной статьей). При этом он вдовец, красавец, молодец, умник, интеллектуал. На ком такой мог жениться? Конечно, только на Кате!

Далее студентка, второкурсница, не имеющая никакого опыта в жизни, быстро вливается в светскую жизнь Москвы, покоряет там всех своим умом и осведомленностью по всем вопросам. И мужа своего «раскалывает­», получает информацию о всех его делах, и даже разрабатывает с ним сделки. Тайно, конечно, из его тени. А его подельники поражаются, кто же дает такие дельные советы!

Книжную Катю словно придумала престарелая кошатница, а не мужчина. Реализовывалась, так сказать.

Обычно в женских приключенческих книжонках такие молодые, красивые и умные Мэри Сью у бывшего мужа-подлеца бизнес оттяпывают себе (они же во всем разобрались, пока еще его подлость не проявилась). Либо как вариант сдают его в ОБЭП.

В кино образ Кати намного логичнее. В нее действительно влюбляется высокопоставленный человек, а почему нет? Она красивая девушка. Но она при нем всего лишь жена, она вообще не в курсе его дел.

В сериале ее жизнь с первым мужем особо не освещают, но вот красноречивый момент: он возвращается домой неожиданно, а она сидит на подоконнике. В носочках белых и халатике. И скучает, смотрит в окно.

По-моему, это намного ближе к правде. Так она и жила, скучая и не вникая ни во что.

Получается, первый муж распорядился жизнью 19-летней девушки, не имеющей никакого жизненного опыта. Называется «связался черт с младенцем­». Катя вообще-то выходила за приличного крупного руководителя. А не за того, к чьей вдове могут прийти выбивать долги.

Если бы не Олег, ее бы тогда yбили, вероятно, жестоким способом.

Второй поворот в ее судьбе, это когда приходится призвать на помощь Олега. И здесь тоже у нее нет выбора: ее загнали в угол. В ее ситуации и мужчина один ничего не сделал бы против бандитов, куда уж ей.

Олег увозит Катю в Питер, и ей приходится выйти замуж за Олега. Конечно, как друга детства она его в какой-то мере любила, но фактически свободного выбора ей не оставили.

И еще один небольшой факт: папа Кати в детстве заставлял ее ходить на хореографию, знаете зачем? Не чтобы была хорошая осанка, не чтобы она была здоровой, стройной и красивой для себя. А чтобы при виде ее ног вслед оборачивались все мужчины на улице! Серьезно, папа так мотивировал девочку ходить на танцы, когда она ленилась! Я не думаю, что А. Константинов это специально. Книжка слишком бедненькая для этого. Скорее, тогда это было нормой. Такая повальная и тотальная объективация женщин, причем с детства. Даже объективно хорошие вещи (красота, стройные ноги) не для себя, для других…

Как-то пропустили в книге и сериале еще важный момент. А как Катя вообще жила в центре родного Питера несколько лет после своего возвращения, не пересекаясь даже со своими родителями. Ведь мама Кати, да и папа, никуда не делись. Если предположить, что писатель про них не забыл, то выходит, за Катю и это выбрали. Лишили ее семейных связей. Нельзя ей было к маме и папе, как и им нельзя было к ней.

Напомню, что эта героиня вовсе не пустышка, не кукла. Она и в фильме, и в книге умная, образованная женщина.

И может, Катя даже с Олегом прожила бы долго. Если бы все шло более-менее стабильно. Но вот появляется уже третий мужчина, Сергей, и тоже распоряжается ее судьбой. Втягивая ее в заведомо опасные отношения. И кажется, что с Сергеем она тоже ничего не выбирала.

А ведь первый жизненный поворот, первое замужество, на момент написания книги вполне сошел бы за успех! Ведь тогда считалось, что юной девушке «хорошо­» выйти замуж сразу за богатого. Это была прямо модель женского успеха. Да и богатый-то в книге не стар, не безобразен, тонкий и любящий ее человек. И сейчас некоторые наивные девочки так думают, что такое замужество это хорошо.

Да как посмотреть.

Я обожаю сериал БП за две вещи: поразительную свежесть (до сих пор можно смотреть) и удивительную архаичность. Одновременно. Столько всего ушло в прошлое. Не «лихие девяностые­» даже. Сама суть отношений между людьми изменилась. То что там выглядит и преподносится как норма – сейчас кажется странным…

Оцените статью
Судьба Кати: деталь в «Бандитском Петербурге­», о которой не говорят
Неудачный способ сделать актеров «ближе к простому народу» с помощью прически