К сожалению, сегодня на такое вряд ли кто способен. Более того, когда я задал этот вопрос своему знакомому, уже достаточно известному молодому режиссёру, он искренне недоумевал: а зачем подобное вообще нужно делать?
Потому что современное кино — это исключительно коммерческие проекты. И только коммерческие проекты. Все остальные цели вторичны. Если они вообще есть.
В СССР был уникальный кинематограф, которым управляли режиссёры, а не продюсеры. Поэтому советские фильмы мы смотрим до сих пор и будем смотреть ещё очень долго.
И так, идёт 1984 год. В стране утверждён пока ещё профицитный бюджет, но финансирование таких направлений, как культура и образование, существенно сокращено. И не зря, так как уже следующий, 1985 год, в СССР впервые за многие десятилетия был с дефицитным бюджетом. И останется таким вплоть до развала страны.
В 1983 году по заказу «Гостелерадио» начались съёмки телевизионного фильма «Свадьба соек». Музыкальную сказку снимал известный режиссёр Евгений Гинзбург.
Основой для фильма стал эстрадный мюзикл грузинского композитора Александра Басилая. Любители советской эстрады наверняка помнят этого талантливого артиста, которые создал и потом долгое время руководил известным ВИА «Иверия».
Его мюзикл в исполнении участников ансамбля собирал аншлаги на концертных площадках Тбилиси и Кутаиси.
И вот, когда они готовились уже к всесоюзным гастролям, от руководства «Гостелерадио» поступило заманчивое предложение отложить на некоторое время гастроли и снять фильм для всесоюзной премьеры в новогодней программе.
Басилая с энтузиазмом схватился за эту идею, понимая, что лучшей рекламы для его мюзикла и не придумаешь. И он уговорил своего старого друга, режиссёра Евгения Гинзбурга, помочь снять ему такое кино.
Они даже согласились на очень скромное финансирование, так как сам Басилая и члены его музыкального коллектива работали на этих съёмках бесплатно, надеясь позже на гастролях с лихвой всё компенсировать.
Но по ряду причин они не успели в срок, и фильм не был сдан к новогодней программе 1984 года. Далее заказчик потерял интерес к этому проекту, хотя было отснято более 80% фильма. Финансирование работы прекратилось.
И тогда Александр Басилая, будучи по советским меркам небедным человеком, решил доснять этот фильм за свой личный счёт. Но и он не рассчитал своих возможностей. Деньги с его счетов быстро растаяли, а картина всё ещё была не завершена.
Хотя не хватало совсем немного по сравнению с уже вложенным ранее. И тогда в свои личные запасы залез уже режиссёр.
Позже в интервью Евгений Александрович не без юмора сказал, что вложил в этот фильм часть своей души и поэтом не мог допустить, чтобы такое вложение пропало зря. Втайне от супруги он снял с личного счёта полторы тысячи рублей, которых должно было хватить для завершения работы.
Благо, что в оборудовании и павильонах заказчик им пока ещё не отказывал. Для несведущих сообщу, что это была примерно годовая зарплата советского служащего.
Приходилось экономить на всём и торговаться с привлечёнными специалистами. Пришлось отказать от студийных гримёров и костюмеров, роль которых стали выполнять две девушки — гример и костюмер ансамбля «Иверия», а одежду использовали из личных гардеробов.
Даже один раз пришлось отказаться от услуг каскадёра, который запросил за трюк слишком большую сумму. И тогда 38-летний режиссёр вызвался исполнить этот трюк сам. Он получился эффектным и вошел в фильм.
Но успешным его назвать было нельзя, так как Гинзбург на первом же дубле сломал обе ноги. Так что работу над фильмом он завершал уже в гипсе и на костылях.
Сюжет сказки не слишком замысловат. Две птицы сойки полюбили друг друга, но недруги всячески препятствуют этому союзу. В картине очень много музыки, которая, возможно, сегодня покажется не такой уж и модной.
Всё-таки прошло сорок лет и для эстрадной музыки это большой срок. Но в те годы мы заслушивались этими мелодиями! Также в фильме приняли участие весьма популярные советские артисты эстрады.
Я знаю, что многие не видели этот фильм. Так сложилось, что впервые его показывали не в праздничной программе, поэтому прошёл он почти незаметно.
Возможно, теперь, узнав необычную историю его появления, а также любопытство увидеть сцену, в которой известный режиссёр, в будущем обладатель множества кинонаград и премии ТЭФИ, сломал обе ноги, сподвигнет вас посмотреть этот весёлый и жизнерадостный фильм.
Лично я недавно пересмотрел его с большим удовольствием!