Мелодраматическая история с лёгким детективным налётом «Дверь без замка» в 1974 году почти подобралась к списку лучших фильмов года. Во многом это объясняется присутствием в кадре популярных актёров Жанны Прохоренко и Юрия Каморного и знаменитостями на втором плане. Довольно привычную для себя роль сыграла Любовь Соколова, постоянно выступавшая в кино в образах мам, тёть, бабушек, добросердечных соседок и коллег. Однако здесь
актриса предстала не участливым и заботливым человеком, а весьма строгой и придирчивой свекровью, сразу невзлюбившей молодую невестку, которую привёл в дом сын.
Для сценариста Александра Борщаговского «Дверь без замка» была уже далеко не первой работой в кино, впервые его имя прозвучало после выхода прекрасной лиричной ленты Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» (1968), в основе которой был рассказ Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Этот фильм стал фактически звёздным часом сценариста, поскольку ни предыдущие, ни последующие экранизации его произведений не приблизились по популярности к «Трём тополям на Плющихе». Тем не менее сценарии Александра Борщаговского были вполне добротными, разножанровыми, с интересными героями.
«Дверь без замка» — это история молодой семьи, Дарьи и Петра Сычёвых.
Пётр, капитан пассажирского корабля, только начинающий карьеру, привозит городскую жену домой, в деревню. Даша, честная, открытая и добрая девушка, оказывается в среде непонятной и немного враждебно настроенной к чужаку: свекровь девушку принимает недружелюбно, сельчане слегка насмехаются над ней, косо смотрит на Дашу и бывшая невеста Петра Настя, сестра его давнего приятеля Мити.
Впрочем, есть и те, кто к Даше относится с душой: это инспектор рыбоохраны Митя, председатель колхоза Гаврилов, начальник пристани Ермолаич. К последнему Даша просится на работу и получает место матроса на дебаркадере, а заодно и комнату тут же, что позволяет ей уйти из негостеприимного дома свекрови. Правда, Петру, возвратившемуся из рейса, такой демарш не по душе.
Из-за этой самостоятельности Даши отношения между молодыми начинают портиться, Пётр из-за сплетен начинает подозревать Дашу в неверности.
А потом соглашается помочь своему двоюродному брату-браконьеру перевезти на своём корабле незаконно выловленную рыбу, и тут уже в дело вступает совестливая Даша, которая по её собственным словам, «ненавидит ложь, и чужую, и свою».
Постановкой фильма снялся режиссёр Адольф Бергункер, роли Сычёвых сыграли Жанна Прохоренко и Юрий Каморный.
Оба исполнителя чуть старше героев: Жанне Прохоренко 33, а Юрию Каморному — 30, хотя по сюжету их персонажам, видимо, нет и 25.
Но возраст тут совершенно незаметен. Особо отмечу именно Жанну Прохоренко, которая, кстати, уже воспитывала дочь Катю, школьницу. Не причисляю себя к поклонницам актрисы, но не могу не сказать, что она тут выглядит прелестно, буквально девочкой с такой ладной точёной фигуркой (отдельная благодарность костюмерам, подобравшим милые платьица для героини).
На удивление неулыбчива и сурова Любовь Соколова в роли матери Петра, зато мил и обаятелен Михаил Медведев в роли Дашиного начальника. Роль Насти, с которой у Пети были когда-то отношения и, похоже, речь даже шла о свадьбе, отдали Ирине Акуловой, тогда ещё безвестной начинающей актрисе. Через несколько лет, уже будучи довольно опытной, Ирина Акулова получит главную роль всей жизни, по которой её все помнят и сегодня.
Правда, её героиня, так запавшая в память зрителям, — особа отвратительная и неприятная, ведь это стервозная и мстительная Алевтина Ненарокова из кинохита «Экипаж» (1980).
Особое удовольствие — наблюдать актёров второго плана и эпизодников. Тут блеснули Людмила Гурченко (буфетчица на корабле, где Петя служит капитаном), Любовь Малиновская, Вера Титова, Алексей Кожевников, Борис Новиков, Иосиф Конопацкий, Виктор Павлов буквально с двумя репликами.
В роли Мити, вроде бы честного и ответственного инспектора, который вдруг повёл себя некрасиво по отношению к Даше, — Алексей Крыченков,
в роли двоюродного брата Пети Василия, браконьера, — Юрий Гончаров, а вот его супругу сыграла Ирина Петровская. Она же Каморная.
И это жена Юрия Каморного, а «Дверь без замка» — их единственная совместная работа. Брак был недолговечным, но в нём появилась дочь, хотя это факт известен мало.
Снимали «Дверь без замка» в Рязанской области на побережье Оки, а часть эпизодов отсняли в Горьковской области и самом Горьком (сейчас — Нижний Новгород). Возможно, кто-то даже сможет узнать Горький в кадре, но мне не удалось.
В прокате фильм появился летом 1974 года и собрал очень неплохую аудиторию в 15 с лишним миллионов. При том, что снят был на чёрно-белую плёнку, хотя тогда большая часть лент выпускалась уже в цвете. Интересно, что два следующих фильма Адольфа Бергункера были уже в совсем ином жанре — это картины для семейного просмотра, где на первом плане были дети. Особенно порекомендовала бы ленту «Девочка, хочешь сниматься в кино?» (1978), очень трогательную и живую историю.
Несмотря на то, что в «Двери без замка» есть некоторое морализаторство, иной раз даже навязчивое, фильм неожиданно хорош, и познакомиться с ним советую. Хотя бы потому, что сюжет жизненный: все эти свекрови, бывшие невесты, неуместные поклонники, невинные на первый взгляд аферы —наверняка хоть что-то из этого знакомо каждому.
В финале интересный факт. В фильме «Дверь без замка» звучат два голоса, которые узнают все поклонники советского кино, хотя обладатели этих голосов в кадре не появились, они просто озвучили коллег. Общительный студент на корабле, заигрывающий с Дашей, говорит голосом Олега Даля, а душевный Ермолаич — голосом Ефима Копеляна.