Мелодрама «Праздники детства» (1982) вышла спустя восемь лет после ухода писателя из жизни. Большого внимания она не привлекла, хотя снимали ленту на Алтае, там, где провёл детство Василий Шукшин. Мало того,
на экране появились односельчане будущей знаменитости и родственники Шукшина, которые также консультировали авторов ленты. Сейчас о фильме вспоминают редко, но всем поклонникам творчества Василия Шукшина его обязательно надо посмотреть.
Идея снять биографическую ленту о многогранно талантливом человеке, писателе, сценаристе, актёре, режиссёре, супруги Ренита и Юрий Григорьевы вынашивали давно. Они были знакомы ещё со времён учёбы во ВГИКе, когда все они были молоды, амбициозны, энергичны, но безвестны. Благодаря Шукшину Ренита Григорьева познакомилась с Алтаем и навсегда влюбилась в его природу, атмосферу, особый жизненный уклад. Когда Шукшин снимал первую полнометражную ленту как режиссёр (а это была сразу ставшая популярной комедийная мелодрама «Живёт такой парень» (1964)), он нашёл там для приятельницы небольшую роль. Которая, кстати, так и осталась единственной ролью в кино для Рениты Григорьевой. Неожиданная кончина писателя, всего полгода назад отметившего 45-летие, потрясла супругов, как, впрочем, и всю страну. В память о товарище и просто очень одарённом человеке, много сделавшем для того, чтобы зрители увидели на экране обычного человека, такого же, как они сами, Григорьевы задумали ленту. Ленту биографическую, сценарий для которой написан по рассказам Шукшина, в которых он предвоенном детстве и военном отрочестве.
Ренита и Юрий Григорьевы сценарий написали сами, как делали это почти всегда. В центре сюжета — семья Поповых: мать Мария и её дети, сын-школьник Ваня и малышка-дочь Наташа (она же Тася). Начинается действие до войны. Жители живут обычной деревенской жизнью, а Марии очень симпатизирует односельчанин Павел.
Принуждать к браку Павел Марию не хочет, поэтому приходит к ней домой и просит Ваню как старшего мужчину в семье принять решение.
Ваня даёт согласие на брак, хотя к Павлу относится очень настороженно, тем более что тот хочет перевезти семью в город, чтобы дети учились. Однако со временем отношения между Павлом и Ваней налаживаются и становятся очень близким.
А потом начинается война. И хоть фронт был очень далеко, война покалечила всех, включая Поповых. Ване пришлось раньше времени повзрослеть и взвалить на себя мужские работы по дому. Но это не помешало его новом увлечению — книгам, которые он начал читать запойно. Первые книги он нашёл у ушедшего на фронт Павла, но потом мальчишку было уже от чтения не оторвать. Книги открыли ему другой мир и доказали, что обязательно нужно учиться дальше. И Ваня, даже ещё не юноша, а подросток, теперь уже сам принимает решение отправиться в город.
И внимание. Мать Василия Шукшина в девичестве звали Мария Сергеевна Попова (её имя полностью переняла героиня фильма),
а сам он до совершеннолетия был Поповым, поскольку отец, Макара Шукшин, попал в тридцатые под репрессии. После 1956 года, когда отца реабилитировали, Василий Макарович стал Шукшиным.
И смотря на экранного Ваню Попова, вы можете быть уверены, что на самом деле следите за взрослением Василия Шукшина.
Для режиссёров принципиально важным было найти подходящую актрису на роль матери. Речь не шла о портретном сходе, требовалось совпадение внутреннее, душевное, духовное даже. После нескольких проб на роль утвердили Людмилу Зайцеву, которая уже зарекомендовала себя как замечательная исполнительница истинно русских женщин. Здесь выбор актрисы оказался бесспорной удачей и 100-процентным попаданием: у Людмилы Зайцевой вновь получилось сыграть ту самую русскую женщину, на которой держится земля. Кстати, сама актриса матерью тогда ещё не стала, дочь у неё родится уже после выхода «Праздников детства», но и материнскую любовь, а иной раз и строгость, ей тоже удалось передать безупречно.
Роль Павла (он, кстати, тоже позаимствовал имя у реального отчима Шукшина) получил Геннадий Воронин, муж Людмилы Зайцевой. В отличие от супруги, на счету которой было уже больше двух десятков киноролей, Геннадий Воронин в кино только начинал — «Праздники детства» стали его первой большой ролью. Позднее он снимался в кино, но основная его деятельность была связана с режиссурой.
«Праздники детства» — это первый и последний фильм, где супруги Людмила Зайцева и Геннадий Воронин появились вместе, причём в ролях мужа и жены.
Не меньшая, а может, и большая нагрузка легла на юных актёров, которые сыграли Ваню и Наташу. Роль Вани сыграл Сергей Амосов, которого Геннадий Воронин высмотрел в алтайском детском доме. Мальчик никогда не имел никакого отношения к кино, но на площадке оказался по-настоящему «своим», не тушевался в присутствии взрослых, в том числе известной Людмилы Зайцевой и был очень органичен.
Вообще дуэт Людмилы Зайцевой и Сергея Амосова настолько естественен и достоверен, что даже мыслей не возникает, что это кино, а не зарисовка из жизни обычных людей, снятая тайком. Роль Наташи получила маленькая актриса Оксана Захарова, и очарование девчушки невозможно передать словами. В одном из следующих фильмов Рениты и Юрия Григорьевых «Говорит Москва» (1986), Людмила Зайцева и Оксана Захарова вновь сыграли мать и дочь, а Сергею Амосову режиссёры нашли там же второстепенную роль.
В роли бригадира можно увидеть Алексея Ванина. На тот момент уже, конечно, именитого актёра с массой ярких образов, но когда-то непрофессионала, попавшего в кино по случаю. Алексей Ванин был спортсменом-борцом, неоднократно участвовал во всесоюзных соревнованиях, да и к кино дебютировал в роли спортсмена. Позднее ему стали доверять и другие роли, глубокие и драматические. С Василием Шукшиным Алексей познакомился, играя маленькую роль в военной ленте «Золотой эшелон» (1959), и сблизила их малая родина — Алексей Ванин тоже родился на Алтае. Потом Шукшин приглашал его в свои фильмы, они пересекались на съёмках у других режиссёров и сохраняли приятельские отношения до ухода Шукшина.
В других ролях в «Праздниках детства» — жители алтайской деревни Сростки, той самой, где прошло детство Шукшина и где решили создавать фильм режиссёры. А за музыкальную часть «отвечали» братья Заволокины, гармонисты и частушечники. Заволокины серьёзно были увлечены творчеством Василий Шукшина, много лет провели на Алтае, посещая деревни и знакомясь с местным фольклором.
В середине восьмидесятых Геннадий и Александр начнут работать на тв, придуманная ими музыкальная передача «Играй, гармонь любимая!» пережила даже развал СССР и просуществовала до нового века.
Ренита и Юрий Григорьевы максимально тщательно подошли к съёмкам. Сначала съёмочная группа провела несколько месяцев на Алтае (в кадре запечатлены все времена года), а потом жители деревни, снявшиеся в картине, приехали в Москву, на киностудию имени Горького, чтобы самостоятельно озвучить персонажей. Ренита и Юрий Григорьевы намеренно отказались от переозвучивания фильма профессиональным актёрами и таким образом смогли сохранить атмосферу самобытности и колоритности русской глубинки.
В прокат фильм «Праздниках детства» вышел в мае 1982 года. Аудиторию он собрал небольшую, критики почти не удостоили его вниманием, и сейчас лента не слишком известна, несмотря на то, что имя Василия Шукшина по-прежнему на слуху, а его книги и фильмы остаются в числе любимых. Эта картина занимает в ряду произведений Василия Шукшина и о нём особое место. И не зря в начале на несколько минут появляется сам писатель, словно передавая зрителям, в том числе сегодняшним, привет из прошлого.
Резюмируя. Фильм «Праздниках детства» — совершенно замечательный. Это художественное кино, но снятое на грани документальности, когда зрители полностью окунаются в сюжет и чувствуют себя его участниками, а не сторонними наблюдателями. Рекомендую посмотреть его всем и, конечно же, в первую очередь, всем, кто восхищается Василием Шукшиным.
А как вы считаете, в какой области Шукшин реализовался больше: как писатель, как актёр, как режиссёр?