Идея картины появилась у Рязанова, когда он лежал в больнице. Он познакомился с мужчиной, которого разве что не силой отправили на пенсию. Эта история выглядела одновременно комично и трагично — разумеется, она превратилась в талантливый сценарий, над которым работал Эмиль Брагинский, верный соратник Рязанова.
Так родилась история о пенсионерах Мячикове и Воробьеве.
На эти роли сразу рассматривались Юрий никулин и Евгений Евстигнеев. Судя по всему, образы изначально создавались под этих актеров — оба получили роли без проб. А вот с ролью молодого следователя пришлось повозиться.
Изначально его должен был играть Анатолий Кузнецов, но он решительно ответил «нет». Именно так в проекте появился элегантный Андрей Миронов.
По сюжету, главные герои замышляют дерзкое ограбление — похищение «Портрета молодого холостяка» Рембрандта.
Позднее появилась даже целая легенда, якобы во время съемок действительно удалось провернуть ограбление, причем будто украли не только Рембрандта, но и Рубенса. На самом деле, конечно, никакого ограбления не было, «музей» создали в стенах павильона «Мосфильма».
Что касается актеров, Никулин и Евстигнеев по-разному относились к проекту. Евстигнеев обожал свою роль, но не утруждался заучиванием сценария, вместо этого он предпочитал импровизировать.
А вот Никулин не вполне был доволен сценарием и считал, что роль Мячикова — не лучшая в его карьере. Почему? Звезда комедий хотел проявить драматический талант и чувствовал, что его напрасно пытались в этом ограничить.