Тайный брак и преследование — настоящая история Собаки на сене

А вы знали, что в основе этой потрясающей комедии лежит реальная история? Увы, она не столь жизнерадостна, как пьеса. В конце 15 — начале 16 веков в Италии проживала весьма высокородная дама Джованна д’Арагона, герцогиня Амальфи. Она родилась в 1478 году, ее отцом был Энрико д’Арагона, сводный брат короля Фридриха Неаполитанского. У нее было два старших брата, кардинал Луиджи и маркиз Карло. В 1490 году в возрасте двенадцати лет отец выдал Джованну замуж за 22-летнего Альфонсо Пикколомини, который в 1493 году стал герцогом Амальфи. Таким образом, Джованна стала членом неаполитанской королевской семьи. Брак их продлился всего 8 лет — герцог Амальфи стал жертвой имущественных разборок. В 1498 году во время поездки по своим владениям он повстречался с Карло Санфрамонди, графом Челано, который оспаривал земельные права Альфонсо в одном из тех районов. От словесных оскорблений противоборствующие стороны перешли к драке, соперники нанесли друг другу ножевые ранения, при этом Альфонсо был ранен тяжело, и один из слуг графа добил его. Оставшаяся вдовой 20-летняя герцогиня была на сносях и вскоре родила сына. В этом, собственно, ничего такого нет, обычная история по тем временам.

А вот дальше… А дальше началось то, что по понятиям того времени было совершенно недопустимо. Молодая вдова, ставшая регентом при своем малолетнем сыне (в те времена женщины не могли наследовать имущество после мужей, если в семье имелись наследники мужского пола — в данном случае сын, которого тоже назвали Альфонсо), стала бросать томные взгляды на своего управляющего Антонио Беккаделли. Беккаделли хоть и был дворянином, но его статус не позволял претендовать на руку столь знатной женщины, как Джованна, это как раз было бы примерно то же, что графиня де Бельфлор и простолюдин Теодоро. Дело в том, что Антонио был выскочкой: безземельным и беститульным дворянином — дворянство было жаловано его деду по отцовской линии всего лишь 40 лет назад относительно описываемых событий, и для родовитых аристократов он так и остался сыном торговца. Но любовь не знает классовых различий. Антонио ответил молодой вдове взаимностью, и через какое-то время они тайно обвенчались. Родился один ребенок, потом второй. А затем наступила и третья беременность. Скрывать брак становилось все труднее, и в 1510 году герцогиня совершила роковой шаг: во время поездки из Лорето в Санта-Марию она публично объявила о своем замужестве и наличии детей от нового мужа. По правилам того времени женщина, тем более знатная и тем более богатая, не могла сама решать, за кого ей выходить замуж — решение о браке принимал ее отец или старшие братья, иди дяди. Ее брат кардинал Луиджи, узнав такую ошеломляющую новость, приказал сестру, ее детей и ее мужа арестовать.

Маркиз Карло ему в этом не препятствовал, а возможно, и полностью поддерживал идею отстоять честь семьи. Супруги решились бежать, но по раздельности — скорей всего, они подумали, что кардинал не посмеет причинить вред родной сестре и племянникам. Увы, эти надежды были напрасными. Герцогиня была схвачена по пути из Сиены в Венецию и была заключена вместе со своей служанкой и двумя младшими сыновьями в одну из башен замка Амальфи. После чего все они бесследно исчезли. Антонио Беккаделли, узнав об аресте семьи, укрылся в Милане. Ему удавалось скрываться почти три года, но потом в 1513 году подосланные кардиналом убийцы его все-таки настигли. История сохранила имя человека, руководившего поисками и убийством Антонио — капитан наемников Сильвио Савелли.

О судьбе Джованны и ее двух или уже трех детей от второго брака несколько лет никто ничего не знал — они просто исчезли. И только много позднее стало известно, что все они были задушены по приказу родного брата герцогини кардинала Луиджи.

Вы, конечно, можете спросить, откуда известно, что Лопе наш де Вега именно эту историю положил в основу своей пьесы? Де Вега знал об этих событиях. Об этом говорит тот факт, что среди его сочинений есть пьеса с названием «Мажордом герцогини Амальфи» — история была громкая и в литературе того времени она неоднократно воспевалась, да и исследователи творчества драматурга склоняются к тому, что именно эта история вдохновила Де Вега на написание «Собаки на сене».

О, времена, о нравы! — воскликните вы и будете совершенно правы. Отголоски кровавых обычаев той эпохи присутствуют и в комедии «Собака на сене»: когда Теодоро советует Диане насладиться желанным возлюбленным при помощи обмана, чтобы остаться неузнанной, она отвечает:

Что, если он ее узнает?
Не лучше ли его убить?

Граф Федерико и маркиз Рикардо решают убить Теодоро:

Пусть даже обвинение вздорно,
чтоб честь семьи не запятнать, он должен умереть.

В финале, объясняясь с Теодоро, Диана говорит:

Я буду вашею женой.
А чтобы нашего секрета
Тристан не выдал никому,
То я, как только он задремлет,
Велю его схватить и бросить
В колодец.

Чудненькая комедия. В советской экранизации предложения Дианы убить возлюбленного и Тристана были исключены, что вполне понятно — романтизировать людей с подобными взглядами как-то не очень.

Ну и под конец портрет. Считается, что на нем изображена Джованна д’Арагона, герцогиня Амальфи. Обратите внимание на двух львов за ее спиной — они символизируют двух братьев, расправившихся с ней. Портрет написан в 1518 году, через 8 лет после гибели герцогини.

Оцените статью
Тайный брак и преследование — настоящая история Собаки на сене
Почему Кате нужно сказать «спасибо» маме Рудика – та ей сильно помогла