В своем большинстве люди сходятся на том, что комедии «Частный детектив, или Операция Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода …» являются очень слабыми в творчестве Леонида Гайдая.
Естественно, волей-неволей идет сравнение с теми комедиями, которые режиссер снимал в 60-е и 70-е годы.
Последние комедии датируются 1989 и 1992 годами. Это как раз был тот период, когда наша страна находилась на большом распутье, где был вопрос — «А что же делать дальше?».
В отечественном кино этот период также был критическим. Кино снимали. Но какое кино? Иной раз даже удивляешься, как народные артисты СССР снимались в таком … в чем они никогда бы не сыграли в предыдущие годы. Но деньги зарабатывать как-то нужно было.
Наверное, нет ничего удивительного, что в двух последних комедиях Леонида Гайдая сыграло так много известных актеров. С некоторыми он даже и не работал раньше. Многие бы хотели сыграть у Гайдая, так как его фамилия была залогом успеха.
«Частный детектив …», 1989
В этом фильме была поднята актуальная тема — кооперация.
Не спекулянт, а кооператор!
В стране официально разрешили иметь нетрудовые доходы, чем многие граждане и воспользовались.
А еще в стране появились «частные детективы», как это было на Западе.
Леонид Гайдай в одном фильме соединил два этих явления.
При просмотре фильма сразу же можно понять, что снимал его Леонид Гайдай. Просто это уже выглядит как «на новый лад».
Там есть свой «Шурик» — молодой Дмитрий Харатьян.
Там есть своя «Нина, Зина, Лида» — молоденькая и красивая Ирина Феофанова.
Там есть гэги, там есть эксцентрика, там есть шумы, там есть звуки.
Если этого мало, то мы видим и Михаила Светина, и Михаила Кокшенова, и Леонида Куравлева, и Нину Гребешкову, и Сергея Филиппова и Виктора Уральского.
Тут уж не скажешь, что эту комедию снял, к примеру, Эльдар Рязанов.
Что в итоге мы имеем:
— Есть смешные моменты в фильме? Есть.
— Есть динамичный сюжет? Есть.
— Есть хорошие актеры? Есть.
Но нет двух моментов, которые всегда были в успешных комедиях Леонида Гайдая.
1. Нет запоминающейся песни и музыки. Композитором снова был Александр Зацепин. К сожалению, музыкальная составляющая фильма никак себя не проявила.
2. А много ли вы цитат назовете из этого фильма? Я сам смотрел эту комедию за всю жизнь раз 4 или 5. Но я не могу так сходу что-то вспомнить. А вот из комедий 60-70-х годов каждый из нас назовет хоть три десятка цитат.
Наверное, именно эти факторы сказались на отношении к фильму Леонида Гайдая.
Но пусть даже кто-то скажет, мол, комедия не дотягивает даже до средней, мы в любом случае признаем, что в конце 80-х годов мало кто из режиссеров может похвастать фильмами, которые бы понравились зрителю.
А комедия Гайдая была очень своевременной по сюжету. Для своего времени она была вполне неплохой. Нет смысла сравнивать с теми комедиями, которые были сняты раньше. Это как сравнивать очень успешные комедии Григория Александрова или Ивана Пырьева с комедиями 70-х годов.
«На Дерибасовской хорошая погода …», 1992
Последняя комедия Леонида Гайдая.
И опять он затронул актуальную тему — отношения США и позднего СССР. Но всё это получилось в виде пародии на шпионские фильмы.
Теперь наш «Шурик» уже отправляется не на Кавказ за фольклором, а в Америку, которая была своеобразным культом для многих наших соотечественников.
И в напарницы он получил очередную молодую красотку — американскую актрису Келли Мак-Грилл.
В этой комедии сыграли десятки самых известных советских артистов. Многие из них уже работали с Леонидом Гайдаем, а кое для кого это был первый опыт работы.
И опять можно выделить плюсы картины — динамичный сюжет, наличие гэгов и эксцентрики, новизна жанра.
В этом фильме снова появилась запоминающаяся песня «Хеллоу, Америка …», благодаря которой легко запомнился и музыкальный ряд.
А вот цитаты из фильма … Наверное они есть, если постараться их вспомнить. Есть такая, вспомнил — «Кац предлагает сдаться».
Если снова вспомнить, что из комедий у нас снималось в начале 90-х, то эта комедия Леонида Гайдая опять же выглядит заметно интереснее.
К примеру, что-то подобное с элементами «заграницы» будет в комедии «Самолет летит в Россию» 1994 года, которая тоже является пародией, но уже на боевики.
Можно, конечно, на секундочку представить, что получилось бы, если бы Леонид Гайдай вдруг решил снять новую комедию в стиле «Операция Ы».
Наверное, ничего хорошего не вышло бы. Это как упомянутый выше Григорий Александров решил снять в 1960 году комедию «Русский сувенир» в том же стиле, что он снимал в 30-е годы свои самые лучшие комедии. И «Русский сувенир» был самым провальным фильмом своего времени.