Таньке были нужны вовсе не деньги!

Перестроечный хит «Интердевочка» (1989) – не такая уж банальная штука, и заслуга в этом – не автора повести Владимира Кунина, а режиссёра Петра Тодоровского. Он добавил нюансы, что-то усилил, что-то – убрал. Поэтому фильм смотрят до сих пор, а книгу невозможно читать – плоско и одномерно.

На первом плане – судьба Таньки Зайцевой, которая устала от честной бедности и высокопарных сентенций своей матери. Выход нашёлся – пойти заработать пикантным способом. Программа-минимум – деньги. Программа максимум – удачное замужество и отъезд за границу, понятное дело, в капстрану.

Но тут возникает вопрос: а валюты ли так хотелось Татьяне? Заграницы ли? Если бы её цель называлась «Достаток», она не страдала бы в уютной Швеции, не кидалась бы к рюмкам в каждом баре и не закрутила бы роман с международным дальнобойщиком – парнем их своего же бывшего двора.

Она бы наслаждалась покупками, спокойствием, оталаженным бытом, делала бы вид, что почти любит своего Ларсена. Поняла бы скандинавский мир и термин lagom (стереотипное, но во многом верное определение шведского стиля бытия – означает «достаточный, оптимальный, равновесный»).

Швеция – потрясающе интересная страна с богатейшей историей. Но Татьяне был скучен и Ленинград – тоже не самый завалящий европейский город. И вот, добившись своего, дамочка затосковала аж до пьянства, истерик, побегов из дома. Почему? Фирменные шмотки не радуют?

Ах, они тут у всех. Не перед кем хвалиться? Не-а. Вы заметили, что Зайцева, будучи интердевочкой, тщательно конспирирует свои «заработки» и ходит по городу в тоскливо-серой одежде? Она превращается в чудо-птицу, когда «работает» по отелям. Всё. Она не понтуется, кстати.

Ей всё это нужно …из-за драйва, который она, к сожалению, может получить только от очень сильной адреналиновой встряски. Опасности, лавирование, двойная жизнь, шик и грязь, и – да, валюта, как один из элементов той самой «опасности», ибо те годы оборот «не советских» денег был запрещён.

Таня привыкла к вечной гонке от ментов и — к охоте на клиента. К обману. К перемене масок. Вы заметили, что японец, «снявший» девушку, предложил ей деньги просто так – она отказалась? Ибо ускользает главный смысл – делать «плохое-тайное» и получать удовольствие от своей гадости.

Если вспомнить Зайцеву-мать, то многое становится ясным – унылая, правильная учительница настолько …достала Татьяну своими «плакатными» речами, что тихая доченька (игравшая на фортепиано и знавшая стихи) пошла в отрыв. От удушающей тоски.

В начале фильма нам показывают ещё одну адреналиново-зависимую девицу – некую Наташку, деточку из приличной семьи (и тоже отец – преподаватель). И Таньке, и Наташке хочется приключений – они их нашли в специфическом бизнесе. Поэтому, став женой флегматичного Ларсена, Татьяна заполучила типовую депрессию — не от кого бежать, некого ловить.

Оцените статью