Татьяна Лиознова и «Семнадцать мгновений весны». Как создавался советский телешедевр

Известно, что вначале Юлиан Семёнов отдал свой сценарий «Ленфильму». Но буквально на следующий день к нему пришла Татьяна Лиознова.

Она накануне прочитала сценарий и очень захотела снять это кино. Неизвестно, какие слова она нашла, чтобы убедить Семёнова, но на следующий день он отозвал свой сценарий из Ленинграда и вернул им авторский гонорар.

А через несколько недель Лиознова добилась того, чтобы она, как режиссёр, начала снимать этот телесериал на «Мосфильме».

Тихонов позже вспоминал, что его удивляло то, что Лиознова никогда не задумывалась, как снять ту или иную сцену. У него было такое ощущение, что весь фильм уже был заранее «отснят» в голове у режиссёра. Она всегда очень точно указывала всё как надо делать, вплоть до мелочей.

Даже работая с немецкими актёрами (в фильме снимались артисты из ГДР) и, не зная немецкий язык, она умудрялась одними жестами и мимикой всё им объяснить, если переводчик временно отсутствовал.

На фильм был выделен урезанный бюджет, поэтому большинство сцен были сняты в павильонах «Мосфильма» при достаточно скромных по цене декорациях. Лиознова не жалела времени и сил, чтобы сразу объяснить актёрам суть каждой сцены.

Если удавалось что-то снять с первого или второго дубля, у неё сразу поднималось настроение, так как лишние дубли, это были дополнительные затраты. Несмотря на то, что фильм был телевизионный, всё снимали на киноплёнку. В то время еще не было качественной цифровой видеозаписи.

Натурные съёмки улиц Германии и Швейцарии снимали в Риге и Берлине, а также на советской военной базе в Майсене (ГСВГ).

Лиознова много времени уделяла Вячеславу Тихонову, потому что именно от него зависел успех фильма. Позже он с гордость рассказывал, что сцену немой встречи Штирлица с женой придумал именно он.

Лиознова тут же с благодарностью подхватила эту идею и согласовала с её Семёновым. Увидев потом этот эпизод в фильме, Семёнов решил вставить его и в книгу.

Вся работа над фильмом была пронизана харизмой Татьяны Михайловны. К ней с большим уважением относились даже самые заслуженные и популярные актёры, которых в картине было немало.

Первоначально в сценарии Семёнова было 13 серий. Но по причине сокращённого бюджета, сократили и сценарий.

Татьяна Михайловна всегда сама определяла расположение камеры и ракурс, в котором будет сниматься та или иная сцена. Это подтверждало слова Тихонова, будто весь фильм уже был снят в её голове, и она пыталась воплотить его в реальность.

Конечно, успех картины во многом зависел от увлекательного сюжета и сценария Семёнова, но то, как этот сюжет на экране увидели зрители, заслуга гениальной женщины нашего отечественного кино — Татьяны Михайловны Лиозновой.

Оцените статью
Татьяна Лиознова и «Семнадцать мгновений весны». Как создавался советский телешедевр
Дом из мечты Афони: что с ним не так