Токсичные матери в советском кинематографе

Советский кинематограф славится невероятно точной правдоподобностью типажей. В большинстве фильмов персонажи таковы, что смотришь на них, и не покидает ощущение, что всех их знаешь, и этого дядьку в очках с авоськой, и эту тётку, свирепо смотрящую на невесту сына, и этого вечного холостяка с гитарой.

Конечно, в 60-х, 70-х, 80-х годах мы и слыхом не слыхивали таких слов как «токсичные отношения», «абьюзер», «нарциссическое расстройство личности» и прочее. Но люди такие были. Собственно, они и сейчас есть и никуда не делись. И режиссёры, не вникая в тонкости психологии, не владея терминологией зачастую интуитивно создавали потрясающе правдоподобные образы.

Честно говоря, удивляют люди, которые говорят «Ой, да это же кино! Просто смотрите и всё!» Кино рождается из нашей с вами жизни, а персонажи пишутся с наших с вами соседей и родственников. И кто бы что ни говорил про «мама это святое» — матери бывают разные.

В том числе и такие, от которых дай Бог ноги. Токсичные матери это матери, рядом с которыми холодно, их дети не знают любви и ласки, они зачастую чувствуют себя ненужными, нелюбимыми, отвергнутыми, матери вынуждают их постоянно доказывать, что они достойны материнского одобрения. Встречаются такие типы матерей и в советском кино.

Волчица

Начинаем мы нашу подборку несколько необычным персонажем. Это Волчица в исполнении Галины Волчек из советского фильма-сказки «Про Красную шапочку». Ярчайший пример токсичной матери. Грубая, скандальная, истеричная, агрессивная, не считающая нужным сдерживать себя, манипулятор и любитель наступать на больные мозоли.

Волчица как есть. Жить с такой матерью — сплошная боль для детей, кроме ругани и проклятий, ничего не услышишь. Ужас в том, что образ взят из реальной жизни — такие матери встречаются, причем не так уж и редко. Лучший способ сохранить психику здоровой — выбросить симку и бежать на край света.

Мать Рудольфа Рачкова

У этой героини фильма «Москва слезам не верит» нет имени, но все, кто смотрел картину, её запомнили. Крайне неприятная особа. Сначала она лебезила перед Катериной Тихомировой, считая её за дочку профессора, а потом, когда вскрылась правда, она обвинила Катерину в том, что та «со своим ребенком» зарится на её законные метры.

Она отказалась от внука и убедила сына отказаться от ребёнка. Не знаю, как младший, а старший так и остался мамкиным никчёмышем. Мать своим воспитанием и вмешательством испортила ему жизнь: брошенный внебрачный ребенок, два неудачных брака, никакого прогресса в профессиональной сфере.

Виктория Павловна Бойко

Мать главного героя Николая Бойко из советского фильма «Признать виновным» токсична своей холодностью по отношению к сыну. Она как будто отгородилась от него, закрылась глухой дверью, выныривая из-за неё только тогда, когда происходит что-то экстраординарное.

Очевидно, что ей куда интереснее журналистская карьера — дело, в котором она в центре внимания, чувствует себя востребованной, нужной и обладающей властью (это я утрясу, об этом я договорюсь). Это не разбитые коленки лечить, не сoпли пoдтирaть.

Результат её отношения к сыну был ужасен — Николай совершил преступление. Но почему-то мне кажется, что Виктория Павловна свою вину не осознала, а переложила ответственность на окружающих: школа и милиция виноваты, не доглядели.

Софья Ивановна

Удивительная дама из фильма «Приходи на меня посмотреть», сочетающая в себе ласковость обхождения и скорпионью натуру. Она полностью поработила дочь Татьяну, которая ради неё отказалась ото всего и даже от личной жизни. Но ценит ли это Софья Ивановна?

Нет. Она вся поглощена своими переживаниями и своими желаниями, и даже когда объявляется псевдовнучка, ничтоже сумняшеся отдает ей семейную реликвию, ни на секунду не задумавшись о дочери. Такие, как Софья Ивановна, не устраивают истерик, не топают ногами, не проклинают.

Они подминают под себя окружающих лаской, так что их, вроде, и обвинить-то не в чем, но на самом деле они пoжирaют близких, делают их своими рабами, весь смысл жизни которых угождать таким родителям и сидеть у их ног комнатной собачкой.

Надюха Кузякина

Эта скандальная барышня является отменным манипулятором и профессиональным абьюзером. Она третирует всех: и мужа, и своих троих детей. Она ни одного слова не может сказать спокойно, И поведение её с детьми особенно безобразно.

По сути она та же Волчица из «Красной Шапочки»: близкие не слышат от неё ни слова любви, только проклятия, угрозы, попрёки и манипуляции. Она со знанием дела доводит до слез младшую дочь, ранит словами старшую. Она прекрасно знает, чем может задеть своих близких, и пользуется этим.

Вера

Женщина-героиня фильма «Вам и не снилось», которая в угоду своим тараканам пожертвовала сыном. Узнав, что Роман влюбился в «порочную» Катю, дочь бывшей возлюбленной своего мужа, Вера приложила титанические усилия, чтобы разлучить их, провернула целую спецоперацию с театральным представлением, лишь бы бывшая мужа не маячила перед глазами в каком-то необозримом будущем.

Свою личную неприязнь она распространила не только на эту самую бывшую, которая уже и думать не хотела о каком-то там ухажере из дней далёкой юности, но и на её дочь. Фактически она стала вдохновителем и двигателем цепи событий, которые едва не привели (в фильме едва не привели, а в повести привели) к трагической развязке.

Вера думала только о себе, только о своём эго, и её совсем не заботили чувства сына.

Это только те образы, о которых я вспомнила. Пишите в комментариях о других персонажах, подходящих для этой подборки. А если у кого-то накипела своя личная история — можете излить душу. Обнимем и посочувствуем.

Оцените статью
Токсичные матери в советском кинематографе
Чужая в собственном доме