А еще Лия Ахеджакова, Александр Филиппенко, Андрей Попов, Людмила Иванова в экранизации советской пьесы про то, как хорошие люди превратились в трусов и подлецов. Сегодня эта лента куда более актуальна, чем в начале 80-х.
24 августа 1983 года по первой программе ЦТ СССР состоялась премьера фильма-спектакля «Кафедра» (не путать с одноименным художественным фильмом 1982 года).
Действие телеспектакля разворачивается на неназванной кафедре в неназванном институте. Судя по контексту, речь идет о педагогическом вузе.
Уже 10 лет кафедрой руководит профессор Брызгалов (Ульянов). Всеми уважаемый (на первый взгляд) ученый и грозный (хотя сам себя называем слишком добрым) начальник. И поначалу у зрителя складывается впечатление, что мы увидим очередную советскую производственную драму про руководителя, настоящего коммуниста.
Но нет, это не новое воплощение «Председателя». Наоборот, Михаил Александрович сыграл настолько отвратительного, даже омерзительного персонажа, что таких негодяев еще нужно поискать в советском кино.
Профессор Брызгалов, как и любой отечественный чиновник любой исторической эпохи, рассматривает руководящую должность, как свою вотчину, где он царь и бог. С помощью грязных интриг, раболепия перед вышестоящим начальством (как он заискивающе общается с ректором по телефону!) и просто самодурства, он создал не научный коллектив, а тихую покорную армию лакеев. А немногих недовольных он заставил молчать.
Брызгалова не любят, боятся, даже презирают, но открыто против начальника выступает лишь парторг кафедры (мы все-таки в советском кино, КПСС рулит) в исполнении Лии Ахеджаковой.
Очередное заседание кафедры посвящено защите диссертаций двух аспиранток – готовой на все Веры (Елена Романова) и девушки по имени Соля (что за имя такое?) Лаговская. Ее сыграла молодая самобытная актриса Елена Строева. В кино она снималась мало, а потом эмигрировала в США.
Вера и Соля полные противоположности. Первая осознает, что в научном плане никчемна, а потому пытается подкупить сотрудников кафедры подарками, которые привозит из-за рубежа ее муж-футболист. Кому духи, кому джинсы для дочери, кому открытки с видами Парижа.
В аспирантуре Вера явно занимает чужое место. Все понимают, что в ее диссертации нет ничего важного для науки. Но зато эффектной красавице благоволит ее научный руководитель –профессор Брызгалов. И интересует его не импортные презенты, а сама девушка.
Соля, наоборот, полностью поглощена наукой. Ее диссертация должна стать прорывом, если будет защищена и внедрена на практике. Но девушка слишком гордая и независимая. А потенциальная бунтарка Брызгалову на кафедре не нужна.
— Лаговская – она умна, только вот благоразумна ли? Устал я что-то от этих умных…
Слова Брызгалова, как вечный девиз любого нашего чиновника, требующего от своих подчиненных покорности, а не профессионализма.
Вопрос повестки дня в том, кто из девушек будет защищаться первой, а кто второй. На первый взгляд, какая разница, но есть одно но: на кафедре появилось вакантное место. Та, кто первой получит ученое звание, останется работать в родном институте, а вторая будет искать себе место в другом вузе. Точнее ей найдут место – отправят по распределению черт знает куда.
Брызгалов требует, чтобы первой на защиту поставили Веру. Все сотрудники понимают, что это несправедливо и даже незаконно, но молчат.
Кто-то лично обязан руководителю кафедры, кто-то его боится, а одна подчиненная даже любит. Несмотря на то, что много лет назад молодой Брызгалов бросил ее ради выгодной женитьбы.
Отдельная трагедия у героя Андрея Попова – он просто молчит и прячется, причем в буквальном смысле. На заседании кафедры старейший ученый укрывается за колонной или шкафом.
И все они делают то, что скажет Брызгалов. Настоящее торжество лицемерия и подлости.
При этом сам Брызгалов не скрывает, что он может быть неправ. Но свои действия он оправдывает … патриотизмом и участием в Великой Отечественной войне. Даже его бывшая возлюбленная не сдерживается:
— Причем здесь Война! – кричит она, не в силах больше терпеть это лицемерие.
Только три персонажа пытаются сеять смуту: уже упоминавшаяся парторг, пожилая преподавательница (ее сыграла супруга Михаила Ульянова – Алла Парфаньяк) и развязный аспирант в исполнении Александра Филиппенко. Его фраза «Я по-румынски не понимаю» — настоящее украшение телеспектакля.
Не знаю, так задумывали авторы или получилось случайно, но нам показали революцию в миниатюре.
Доставший всех диктатор держится только на страхе. Но появляется трибун, чьи призывы поддерживает сначала один человек, а потом их становится все больше. И вот уже бывшие сторонники и соратники беспомощного правителя переходят на сторону восставших.
Финалом истории станет эпизод с таблеткой валидола – на мой скромный взгляд, это одна из лучших сцен в истории отечественного кино.
Властный мерзавец будет повержен, но при этом на его лице зритель не увидит и тени раскаяния. Еще одна гениальная роль Михаила Ульянова.
«Кафедра» закончится на мажорной ноте. Хотя финал беспросветного отчаяния, в духе «Левиафана» Звягинцева, здесь подошел бы намного лучше…