«Тот самый Мюнхгаузен» — почему мне жалко Якобину

Этого персонажа фальма Марка Захарова 1979 года многие воспринимают как отрицательного. Ну еще бы — она в какой-то мере повинна в травле, которую организовали благочестивые жители Ганновера против Карла Фридриха и так далее Мюнхгаузена, ее законного супруга. Может быть, даже не в какой-то, а во вполне конкретной, ведь многое о «сумасшествии» барона узнали именно от нее.

На самом деле Якобина фон Мюнхгаузен персонаж трагический. Если отвлечься от эмоций, которые она вызывает в процессе просмотра фильма, то нам откроется весьма неприглядна картина ее жизни. Впрочем, она весьма характерна для женщин 18-го века. Кстати говоря, Якобина фон Дунтен, немка по происхождению, латышка по месту жительства и русская по подданству, в действительности была первой законной супругой барона Мюнхгаузена, с которой он прожил долгие 45 лет.

История жизни этой супружеской пары известна нам по пламенной речи барона в суде на бракоразводном процессе. С его слов его и Якобину родители договорились поженить еще до их рождения. И Карл, и Якобина питали нежную неприязнь друг к другу, но их все равно обвенчали. Семейная жизнь, естественно, не задалась, тем не менее Якобина родила сына. То есть, супружеские отношения какие-никакие между ними были, а Якобина, скорее всего, просто смирилась с судьбой быть женой нелюбимого человека, но роль послушной жены она играла, как того требовали моральные устои — обычная участь женщин того времени.

Ну и теперь давайте представим — вы 20 лет живете с человеком, которого не любите, а может, даже ненавидите. Изо всех сил поддерживаете иллюзию благополучной семьи. Воспитываете ребенка. А что делает он, ваш законный супруг? 20 лет спустя ваших мучений, после всех ваших бесчисленных жертв, брошенных на алтарь семейного благополучия, вместо благодарности сообщает, что простите, мадам, я полюбил другую и хочу развестись. И сваливает в туман с молоденькой и пока еще хорошенькой дeвкoй. Мало того, что вас подло бросили, променяли на молодую, так еще в случае развода вы остаетесь фактически ни с чем — согласно семейному и имущественному европейскому праву 18 века. Вот поэтому речь Якобины на суде наполнена горечью и обидой:

Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину брошенной.

Взгляните на это лицо. Сколько горечи, сколько обиды, сколько слез:

Она и в суд оделась как на похороны — во все темное. Ее предали. Предал человек, которому она отдала 20 лет своей жизни. Мало того, что предал, он еще и вынудил ее пройти через унизительную процедуру развода, через этот позор, ведь развод в 18 веке это что-то неслыханное, он воспринимался как попрание всех законов, и мирских, и церковных.

Честно говоря, учитывая склонность барона, скажем так, слегка преувеличивать действительность, его рассказ о семейной жизни с Якобиной выглядит не очень убедительно. Такое впечатление, что барон что-то очень сильно недоговаривает. Как видится ситуация мне: Якобина смирилась с замужеством — так надо — и вела себя как хорошая девочка. Воспитывала ребенка, решала финансовые и экономические вопросы имения, устраивала балы, принимала гостей, следила за прислугой. И не мешала мужу фантазировать, а возможно, и поддерживала его фантазии, иначе как бы она настолько самозабвенно предалась бы им после мнимой кончины супруга?

А что барон? А барон весь был погружен в свои научные и псевдонаучные изыскания, в войну с Англией, в войну за независимость Америки, в стрельбу по жареным уткам и разгон туч. Из своего мира он выныривал только за тем, чтобы получить супружеский долг. Возможно, иногда и погуливал, но это было мимолетными увлечениями. И вдруг — та-дам! На горизонте появилась Марточка. Очаровательная своей молодостью и непосредственностью, готовая слушать баронские бредни с раскрытым ртом и… поддерживающая его фантазии. Губки пухленькие, ротик приоткрыт, бровки вздернуты. Прям лучик света в темном царстве.

И внезапно оказалось, что у барона это серьезно. И вот этого Якобина стерпеть уже не смогла. И перестала играть роль благочестивой женушки. Перестала поддерживать мужа, завела любовника и понесла в массы творчество супруга. К слову, весьма распространенная ситуация и в наши дни, когда женщина суетится, что-то делает, подхватывает, расставляет по местам, растит и воспитывает детей, а муж либо на дивание с бутылкой пиваса в вечном творческом поиске, либо за компом в танчики режется, либо в каких-нибудь гаражах мир спасает. И все катится, катится — она типа замужем, а у него тарелка борща на столе. До тех пор, пока не происходит что-то экстраординарное (поднял руку, завел любовницу), после чего она восстает. И тогда оказывается, что вся так называемая «семья» держалась на терпении женщины.

Обрела ли Якобина счастье после «кончины» барона? Конечно, нет. Жизнь сделала ее циничной и расчетливой, поэтому она предприняла все возможное, чтобы хотя бы разбогатеть на имени «покойного» мужа. Напомню — наследство получил ее сын, ей осталась только ее вдовья доля. Замуж за Рамкопфа она так и не вышла, зато пополнила парк любовников. Но…

Ведь не в этом наслажденье,
А в том, чтобы душа могла
Осуществить свою надежду.

Оцените статью
«Тот самый Мюнхгаузен» — почему мне жалко Якобину
«Позови меня в даль светлую» — выстраданный фильм Василия Шукшина, снятый после его смерти