К сожалению, этой повести у меня пока нет на руках, но я уже нашел способ выловить её «из моря житейского». И в ближайшее время мы с вами наконец узнаем, что там на самом деле было у Бородянского.
В любом случае, после того, как Данелия взялся за экранизацию «Афони», текст серьезно переработали. И на его титульном листе появилось две фамилии: Александр Бородянский и Георгий Данелия.
В «Афоне» нам показывают галереи из множества разнообразных персонажей, в том числе самых простых, рабочих профессий. Возможно, поэтому фильм так полюбился зрителям — ведь он рассказывает про совершенно обыкновенных людей, таких, как мы с вами.
Афоня вызывает у нас сочувствие. Штукатур Коля — симпатию. Людмила Ивановна — уважение, ну а при виде Бориса Петровича (Николай Парфенов) мы сразу начинаем улыбаться. Был в «Афоне» еще один персонаж — грузчик Федул. Очень неприятный персонаж.
Помните шофера ЖЭКа Воронкова, которого сыграл Михаил Светин? Давайте восстановим, что он говорит на собрании, предлагая уволить Борщова.
«Вот у моей сестры муж Федул — твой приятель. Все пропил, жену бьет, сына бьет. А его все воспитывают».
У этого драматического сюжета было продолжение. Федул стал требовать у жены денег, она не дала, и тогда алкоголик ударил сестру Воронкова по голове утюгом. Несчастная женщина оказалась в больнице «при смерти».
Что с ней случилось дальше — неизвестно. Зато можно предположить, что Федул после этого инцидента отправился в места не столь отдаленные.
Это был очень важный эпизод, который показывал, до чего можно докатиться, если вести такую жизнь, как Афоня. Трагическое происшествие должно было стать одним из «толчков» для Борщова, чтобы тот одумался и попытался начать новую жизнь.
Почему эпизод с Федулом не вошел в фильм? У меня есть две версии. Первая — возможно, Данелия не захотел делать картину еще более мрачной. Вторая основана на фактах. Как вы знаете, роль Михаила Светина не просто так озвучивал другой актер.
Во время съемок у Михаила Семеновича возник конфликт с режиссером, и он уехал. Даже не явился на озвучание. А с его участием должны были снять еще две сцены. Вполне возможно, что одна из них — где Воронков в отчаянии рассказывает Афоне о трагедии, которая произошла с его сестрой.