«У каждого времени свой юмор. И то, что было смешным вчера, не всегда кажется смешным сегодня. Но мы и не стремимся к смешному ради смешного, к юмору ради юмора», —
так говорил о своей работе режиссёр Виктор Титов, когда снимал эксцентрическую комедию по записным книжкам, рассказам и фельетонам знаменитого творческого дуэта Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Целью авторов фильма было показать Москву «дометрополитеновской» эпохи, но не просто задокументированную беспристрастно, а увиденную глазами писателей с острым взглядом и не менее острым пером. Кстати, по изначальному замыслу Виктора Титова в кадре должны были появиться и сами Ильф и Петров, но в итоге они остались в картине лишь в виде закадровых голосов.
Начало кинокарьеры Виктора Титова нельзя назвать блестящим: его вторая картина, музыкальная лента «Любовь к трём апельсинам» (1970), вызвала недовольство чиновников, которое могло бы отправить режиссёра в опалу. Но, к счастью, всё обошлось, и Виктору Титову путь в кино не закрыли, мало того, позволили снимать комедийный телефильм, основой которого и послужило творчество Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Несмотря на то, что режиссёрское кресло Титов занял уже не в первый раз, фильм стал для него очередным дебютом: он впервые выступил здесь как сценарист. По словам самого Виктора Титова, он постарался отобрать те новеллы и фельетоны, которые звучали современно и в семидесятые. В этом была главная идея ленты, которую режиссёр сформулировал так:
«Действие разворачивается в прошлом, но его восприятие обостряется тем, что зритель видит не только людей начала тридцатых годов, но и своих, похожих на них современников».
Любопытно, кстати, что поначалу комедия назвалась чуть иначе — «Ильф и Петров ехали в трамвае», но потом был сделан акцент именно на трамвае, где случилось ключевое событие — тот самый «трамвайный бред», возникший у одного из пассажиров. И таким образом картина получила название «Ехали в трамвае Ильф и Петров».
Пересказать сюжет комедии невозможно: это набор эпизодов-анекдотов, где нет общей сюжетной линии. Объединяются эпизоды героями, часть из которых переходит из одной сцены в другую. Но сюжет в фильме Виктора Титова, возможно, и не столь важен, сколь важны актёры, его представившие. И в этом смысле «Ехали в трамвае Ильф и Петров» — фильм-феномен, потому что число знаменитейших советских артистов здесь невероятное, а некоторые сыграли даже по две роли. Большинству исполнителей достались маленькие роли (собственно, из них и состоит фильм), но
каждому режиссёр поставил непростую задачу — изобразить за несколько минут экранного времени героя-гения, героя-самородка.
И, конечно же, все исполнители с этой задачей справились. А разыграли комедию Лидия Смирнова и Нина Алисова, Ольга Гобзева и Светлана Старикова,
Лев Дуров и Михаил Глузский,
Ролан Быков и Владимир Басов,
Евгений Леонов и Зиновий Гердт,
Евгений Моргунов и Григорий Шпигель, Иннокентий Смоктуновский и Рудольф Рудин,
Иван Рыжов и Валерий Носик, Игорь Ясулович и Владимир Грамматиков. И это даже не половина участников съёмок! Из занятного: многие из актёров, снявшихся в этой ленте, уже прикасались к творчеству Ильи Ильфа и Евгения Петрова в кино или соприкоснутся с ним в будущем.
Ну а голосами писателей за кадром стали Зиновий Гердт и Олег Табаков, они же Михаил Самуэльевич Паниковский из вышедшего в 1968 году «Золотого телёнка» и «голубой воришка» Альхен из «12 стульев», который выйдет через несколько лет.
Кстати, в фильме мелькнули и сам режиссёр Виктор Титов и будущий режиссёр Николай Досталь-младший, а в маленькой сценке снялся композитор Никита Богословский.
Снимали фильм в Москве, так что у нас есть возможность сравнить столицу семидесятых (лента вышла в 1972 году) с сегодняшней. А ещё в фильм включены хроникальные кадры, поэтому можно отправиться в ещё более далёкое, почти вековой давности, прошлое.
И ещё один интересный факт:
финал комедии родился прямо на съёмочной площадке.
Поначалу Виктор Титов как сценарист не очень чётко представлял, чем же завершится повествование, но по ходу съёмок появилась идея в финале использовать новеллу, посвящённую героям-челюскинцам, которых пригласили в редакцию. Там и случится последний курьёз из многочисленных придуманных Ильёй Ильфом и Евгением Петровым.
Виктор Титов явно старался перенести в фильм интонации, свойственные писателям, и их своеобразный язык. И это ему вполне удалось. Думаю, всем поклонникам Ильи Ильфа и Евгения Петрова фильм должен понравится, несмотря на некоторую сумбурность. А вы относите себя к почитателям творчества этого тандема?