«Третий не лишний» — как пример самой типичной комедии начала 90-х

В каждом времени есть свои законы кинематографического жанра. Всё зависит от целей — тут или делают действительно качественный фильм, или же такое кино, которое сиюминутно соберет какие-то деньги, а потом все про него позабудут.

Мне тут онлайн-кинотеатр подсунул комедию 1994 года под названием «Третий не лишний».

Наверное, когда-то в 90-х я эту комедию уже смотрел.

— Посмотреть что ли?

Знаете, стало любопытно «вернуться в 90-е».

И при просмотре я лишний раз убедился, что данная комедия соответствует всем законам комедий, снятых «на коленке».

Первое — режиссер Анатолий Эйрамджан. Главный поставщик кинокомедий в 90-е годы.

Второе — типичный простенький сюжет, где уже в самом начале понятно, чем всё закончится.

Третий — стандартный комедийный состав: Михаил Кокшенов, Борис Щербаков, Екатерина Зинченко, Михаил Державин, Роксана Бабаян, Любовь Полищук. Даже странно, что на этот раз не было Александра Панкратова-Черного.

Четвертое — недоступный для простого россиянина красивый мир.

Пятое — обязательное наличие сцен «без одежды».

Подробнее

Я не скажу, что Анатолий Эйрамджан снимал плохое кино. Он снимал кино для своего зрителя. Что зрителю требовалось? Посидеть возле телевизора и посмеяться.

Снять шедевр в стиле Гайдая или Данелии было невозможно. Но зато при небольших бюджетах можно было снять кинокомедию, которую зритель обязательно хотя бы один раз посмотрит. Может быть потом плюнет, но в следующий раз снова посмотрит новую кинокомедию. «Кино на один раз» — говорим мы. Так оно и есть.

Я бы сравнил комедии Анатолия Эйрамджана с продукцией современного комедийного кинематографа России. Чаще всего современные режиссеры и продюсеры нам показывают такое же простое кино. Только они еще пытаются впихнуть туда какое-то «нравоучение» и философию.

Взять, к примеру, эту комедию «Третий не лишний». Берем и заменяем актеров на современных: Екатерину Зинченко на Анну Хилькевич, Ольгу Толстецкую — на Анастасию Талызину, Михаила Кокшенова — на Николая Наумова, Бориса Щербакова — на Владимира Яглыча.

И всё. При том же сценарии эта новая комедия свою кассу у молодежи соберет. Ничего менять не надо. Общая концепция вполне подходит к стилю современных комедий — «лето, солнце, круиз, жаркие страны, любовь».

Но в современной версии наверняка избавились бы от «типичного эпизода фильма 90-х». Я имею ввиду тот эпизод, когда одна из второстепенных актрис в диалоге с героем Бориса Щербакова находится в цензе «18+». Современной комедии не нужен высокий ценз.

Хотелось бы обратить внимание на такую особенность этого фильма из 90-х. Мы же там видим довольно успешных людей. Как минимум, одного, который вернулся из такого заманчивого в те годы Израиля. У него денег много. И отправились они вчетвером — двое мужчин и две молоденькие девушки в круиз.

Кто у нас в начале 90-х мог позволить себе морской круиз с посещением жарких стран? Наверняка не те, которые под картошечку с грибами смотрели эту комедию про красивую жизнь.

Комедию, где зима, слякоть, холод и тлен никто не будет смотреть. Людям хочется именно «райской жизни». Это будет или роман на жарком курорте, или кто-то будет миллионером, или там будут «наши люди в США». Но всё это будет противопоставляться типичной жизни Лёни Голубкова, для которого покупка сапог для жены это уже масштабное приобретение.

При присмотре комедии «Третий не лишний» нет такого, когда вдруг пропустил чью-то реплику и начинаешь думать, что дальше будет непонятно. Там всё понятно. Там во главе не слова, а действия. Во время просмотра мы даже догадываемся, что в следующем эпизоде сделают главные герои. И уж точно мы знаем, чем всё закончится.

Стоит ли смотреть эту комедию? Я точно могу сказать, что по своей сути она не хуже множества современных российских комедий. Конечно, они набирают низкие оценки зрителей на различных ресурсах, но такое кино было всегда. Это ведь невозможно, чтобы каждый режиссер всякий раз выдавал шедевр, который можно пересматривать несколько раз.

Оцените статью
«Третий не лишний» — как пример самой типичной комедии начала 90-х
«Почти повторилась история из картины: жизнь Инны Макаровой, актрисы из к\ф «Дорогой мой человек»