Да оно так было даже … интереснее…
Довольно забавная экранизация этой пьесы случилась в США 30 лет спустя, когда вечно расслабленный режиссёр Марюс Вайсберг, решил снять за океаном собственное прочтение этой «звонкой» пьесы. В итоге, отца семейства здесь зовут Макс. Его сына «Васеньку» – Никитой. Дочку Нину – Лолитой, а двух «закадычных друзей» – Бо и Скип.
Ну и получилось вместо гениального фильма Виталия Мельникова, нечто непонятное. Но, как вы знаете, сам Марюс никогда на эту тему то и … не «заморачивался»… .
Получив, после успеха первой пробы экранизации Вампилова надежду на будущее, Виталий Вячеславович решил продолжить работу с пьесами Александра Валентиновича. И, ясное дело, мэтр решил «покуситься» на одну из самых сложных и противоречивых историй – «Утиную охоту».
Сказать, что начальство «не обрадовалось такому намерению», это «ни сказать ничего». Но упорный Мельников «штурмовал» кабинеты и к 1978-му году получил-таки «добро» на съёмки.
Понятно, что на сложную роль Зилова режиссёр пригласил великолепного, правда, всеми отвергаемого, Олега Даля. Наверное, эта телевизионная драма «Отпуск в сентябре», по-своему великолепна, но лично мне, да и другим многочисленным любителям советского кино, она показалась слишком «вязкой» и тяжёлой.
К тому же, эту двухсерийную историю зрители смогли увидеть лишь в самый разгар «перестройки». Вообще, столь «мучительное» кино более интересно реальным знатокам кино, которые давно зная фабулу, просто наслаждаются уникальной игрой превосходных актёров. Но народу то хотелось – второго «Старшего сына»…
Вот и, по словам мудрых кинокритиков, картина по третьей пьесе Александра Вампилова ««Прошлым летом в Чулимске», названная талантливым режиссёром Глебом Панфиловым «Валентина», вообще, не получилась. По их мнению «создатель» не прочувствовал всю глубину персонажей автора, особенно девушки по имени Валя.
И всё же, как же здесь хороши мои «любимцы» – молодые, Дарья Михайлова и Сергей Колтаков.
Кстати, я смотрел эту странноватую, медленную драму, не подозревая о всех перипетиях сюжета. Поэтому довольно печальное окончание фильма повергло меня в некоторую… «задумчивость». Говорят, пришедший в кинотеатры народ, самого начала 80-х, так же как и я, выходил на вечерний воздух… без особого… оптимизма.
Вообще, пьесы гениального Александра Вампилова, конечно же, задуманы для театральных постановок. В них можно обойтись скромными «декорациями», ведь сама фабула построена на ярких, острых диалогах, ловко вплетённых в драматичный сюжет. Хотя телевизионная картина «Старший сын» – это настоящая удача, настойчивого и талантливого, Виталия Мельникова.