Три жены у постели умирающего мужа: странный советский фильм о несчастной любви семейного тирана

Две бывшие супруги и нынешняя законная жена впервые в жизни встретились и узнали много интересного друг о дружке, когда их общий благоверный перенес инфаркт и уже ступил одной ногой в могилу.

Целое созвездие советских актеров в позабытом художественном фильме, в котором, непонятно зачем, попытались соединить белыми нитками нуднейшую производственную драму о строителях коммунизма и сопливую мелодраму о несчастной любви. В итоге получилось странная и неестественная конструкция, хотя по-своему интересная.

19 января 1981 года в кинотеатрах СССР начался показ снятого годом ранее художественного фильма от Киностудии имени Горького «Старые долги». Картину посмотрели на большом экране 6,2 млн. зрителей. Мало по советским меркам, но достаточно, чтобы окупить производственный процесс и гонорары.

Даже в самых маленьких эпизодах представлены узнаваемые и любимые артисты разных поколений. Кроме исполнителей главных ролей, о которых мы расскажем дальше, в фильме снимались Всеволод Сафонов, Эдуард Марцевич, Иван Краско, Раиса Рязанова, Елена Королева, Нелли Витепаш и др.

Главный герой картины – начальник крупного металлургического производства (натура снималась в Липецке, на настоящем заводе), бывший фронтовик и идеальный советский руководитель Александр Петрович Кочнев. Его сыграл Народный артист СССР, будущей Герой Социалистического труда, легенда ленинградской сцены Игорь Горбачев (1927-2003). В кино он снимался много, но в основном в ролях второго плана.

В начале 50-х, будучи студентом Ленинградского театрального института, сыграл Хлестакова в первой советской экранизации, заслужил похвалы коллег по цеху, получил разгромные рецензии от критиков, и решил сосредоточиться на театре. С середины 60-х, после фильмов «Зайчик» и «Два билета на дневной сеанс» за довольно еще молодым Игорем Горбачевым прочно укрепилось амплуа (если так можно назвать) большого начальника. Отныне его звали в основном на роли партийных руководителей, генералов и директоров, как в «Старых долгах».

Директор Кочнев — отец родной для своих подчиненных, и радетельный хозяин, посвятивший всю жизнь работе. Он добился огромных успехов, но не желает почивать на лаврах, а потому ищет все новые технологические решения и переживает за малейшие неудачи.

Скажем честно, подобных идеальных руководителей в советском кино и литературе было предостаточно, и, к сожалению, друг от друга эти вымышленные персонажи (даже если и основывались на биографиях реальных людей) отличались только фамилиями.

Наверное, поэтому создатели фильма «Старые долги» режиссер Илья Гурин «(Верьте мне люди», «В Москве проездом», «Россия молодая») и сценарист Иосиф Герасимов решили показать своего героя с весьма неожиданной стороны.

В результате перенесенного инфаркта Кочневу прописывают постельный режим и полный эмоциональный покой. Ни слова о работе! Никакие производственные заботы не должны его тревожить. Что не так-то просто, когда решение и подпись директора ежедневно требуется всем, от деятельной секретарши (Майя Булгакова) до секретаря райкома (Николай Еременко-старший).

И только молодая жена (Валентина Шендрикова), третья по счету, пытается оградить больного от работы и от его настырных коллег. Между супругами значительная разница в возрасте и совершенно разное отношение к жизни. Порой кажется, что она не любит его, хотя и ревнует по малейшему поводу. Понимает, что ветеран войны и труда все еще вызывает интерес у женщин.

А что же сам, больной главный герой. Он, чувствуя, что осталось недолго, телеграммой вызывает своих предыдущих жен. Зачем – не объясняет. Он вообще привык дома, как и на работе, приказывать. И своих бывших, с которыми не виделся много лет (с первой супругой – 27 лет) он не радушно и милостиво приглашает, а требует подать к смертному одру.

Основной сюжет фильма начинает свое развитие только со второй трети повествования. В начале картины мы наблюдаем типичную производственную драму, а затем история резко бросается в сторону и вот перед нами любовные страсти, пронесенные сквозь годы, и выяснение отношений между обиженными женщинами и мужчинами.

— Вы только в школу пошли, а мы уже с Сашей расходились! — насмешливо напоминает первая жена (Валентина Беляева) третьей, которой годится в матери. От первого брака с Кочневым у нее сын, но она бросила мужа и ушла к другому. Мальчика воспитал ее второй супруг, которого сын всегда называл папой, и уже выросший молодой человек ничего не знает о своем настоящем отце.

А вторая супруга (Анастасия Вознесенская) истерично обвиняет третью, что та «убила» своего мужа. Когда-то она, тоже молодая, высочила замуж за Кочнева, потому, что восхищалась им, как инженерным гением, но, кажется, не смогла обеспечить домашний уют и душевный покой немолодому мужчине. Да и не любовь это была, а, бессмысленное обожание своего кумира, продолжающееся до сих пор.

После развода вторая жена так и не смогла обустроить личную жизнь. Рядом с ней влюбленный в нее мужчина (Николай Иванов), которого она просто терпит и замуж не собирается. Кавалер, кстати, тоже приезжает на квартиру Кочнева и становится невольным участником драматических событий.

Однако интересная завязка в выяснении личных отношений между тремя женщинами и двумя мужчинами неожиданно обрывается…

Внезапный финал этой странной нелогичной истории, оказался испорчен абсолютно неуместным по сюжету хэппи-эндом. Умирающий Кочнев резко выздоровел и сразу бросился в омут управления своим заводом.

Зачем он собирает трех своих жен? Может на пороге смерти хочет покаяться за ранее нанесенные обиды? Не тут-то было!

Первую супругу главный герой хочет увидеть напоследок, потому, что это настоящая и возможно единственная любовь всей его жизнь. Он любит ее и спустя много лет, забыв об измене. И при этом безапелляционно приказывает ей открыть правду их общему взрослому сыну, у которого живой отец, своя жизнь и уже свои дети.

Вторая супруга Кочневу нужна только для того, чтобы закончить начатые им научные изыскания. Его не волнует что не посторонняя в его жизни женщина одна, без мужа и детей. Ей предстоит более важная миссия – увековечить в истории имя обожаемого бывшего мужа.

А третью супругу красный директор вообще ни во что не ставит.

Получилось, что умирающий муж, настоящий семейный тиран, абьюзер, (говоря современным языком), призвал к себе бывших жен, перевернул им жизнь, заставил свою нынешнюю супругу почувствовать себя ущербной, и все ради чего?

Чтобы обрести новые силы. Как энергетический вампир!

Оцените статью
Три жены у постели умирающего мужа: странный советский фильм о несчастной любви семейного тирана
«Последняя реликвия» — советский боевик плаща и шпаги