Когда Юрий Никулин взял слово на банкете, Алексей Герман-старший напрягся. Слишком много стояло на кону, слишком рискованно было давать слово Юрию Владимировичу, не терпевшему формальных речей. Когда Никулин стал говорить при высоких чинах в Ташкенте, режиссер давил ему на ногу, но артист не останавливался. Оба вышли в коридор…
В середине 1970-х годах Алексей Герман-старший снимал фильм «Двадцать дней без войны». Его предыдущую ленту «Проверка на дорогах» в 1972 году положили на полку, а самого режиссера зачислили в ряды неблагонадежных. Алексею Юрьевичу понадобилось несколько лет, что добиться права снять очередной фильм.
Сам Герман о своем фильме говорил так:
— Это картина против фальшака о войне на экранах. Мы хотели, что наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ: на фронте и в тылу. Тогда люди голодали, спали, закопавшись в уголь, и отдавали последние силы для фронта.
Сыграть главного героя в таком фильме нельзя было фальшиво. Главную роль отдали Юрию Никулину — настоящему фронтовику, прошедшему две войны, призванному в армию в 1939 году и демобилизованному в 1946 году.
Герман на съемках признавался, что рядом с настоящим солдатом Никулиным на съемках другие актеры, игравшие бойцов, смотрелись фальшиво.
— Тут все просто: они — ненастоящие, а он — настоящий, — объяснял режиссер.
Во время работы над картиной съемочная группа четыре недели провела в Ташкенте. Получать разрешение на съемки нескольких эпизодов нужно было у руководства советской республики. Вопросы такого характера решались через всемогущего секретаря ЦК Узбекистана Шарафом Рашидовым.
Для этого организовали официальный банкет, на котором присутствовали первые лица советской республики и съемочная группа во главе с Алексеем Германом, а также автор литературной основы фильма — писатель Константин Симонов.
Руководитель ЦК республики Шараф Рашидов был знаком с отцом режиссера, советским писателем Юрием Германом, поэтому согласился помочь съемочной группе с организацией работы над сложными сценами.
Для Германа было важно не сорвать съемки, так как время было ограничено, и второго шанса просто не было. Если процесс будет сорван — его возвращение в большое кино не состоялось бы.
А Никулин за несколько часов до банкета гулял по центру Ташкента и встретил своего пожилого коллегу — артиста городского цирка. Тот узнал Юрия Владимировича и сам подошел к нему поговорить.
Оказалось, что это клоуну так и не дали обещанную квартиру от государства. Он к преклонным годам так и не получил собственное жилье.
И вот вечером на банкете сначала обсудили время перекрытия трамвайного кольца для съемок, аренду железнодорожного состава, бытовые вопросы о размещении съемочной группы в городе.
После этого взял слово Никулин и рассказал про того самого артиста цирка. После чего Алексей Герман-старший вышел с актером в коридор и попросил его не затрагивать вопросы, которые не касаются съемок.
а что Юрий Владимирович ответил:
— Знаешь, Лёша, ты с Симоновым все, что надо для фильма получите. Это и так понятно. А этому старому артисту никто жилье просто так не даст.
Квартиру артист получил. За свою жизнь Никулин помог многим.