«У этого Карузо мокрое пузо»: забытые роли Леонида Куравлёва и Георгия Жжёнова

А ещё в фильме, о котором пойдёт речь, можно увидеть армрестлинг между парнем и девушкой, хотя в целом он посвящён работе железнодорожников. Это малоизвестная сегодня картина «Водил поезда машинист» (1961), в которой будничное настоящее переплелось с трагедией военных лет. Ну и, конечно же, тут есть романтика:

две любовных истории, причём одна из них завязывает на глазах зрителей, а другая раскручивается ещё с войны.

Для сценариста Ивана Бондина эта работа была первой попыткой покорить художественное кино. Прежде в его активе был лишь небольшой сценарий для киносборника. Сам он говорил, что в основе сценария  биография его друга.

«Мне хотелось рассказать о том, рассказывал ван Бондин, — как важно человеку верить в друга, который идёт с ним рядом по жизни. Эта вера даёт силу, мужество, умение бороться и побеждать. Мне хотелось создать кинорассказ о торжестве верности, неподвластной времени и испытаниям».

Главные герои сюжета — машинист Фёдор Палей и токарь железнодорожного депо Иван Череда. И если Фёдор пользуется уважением, то к Ивану отношение у коллег сложное: он халатен и грубоват (о себе он говорит: «Сердце овчарки съели немецкие», намекая на лагерное военное прошлое).

У Фёдора есть молодой помощник Яков, которого иной раз подразнивают Карузо за любовь к пению. За напускной хамоватостью Череды Палей умудряется рассмотреть сложную судьбу и приглашает его к себе в бригаду. А потом выяснится, что жизнь уже сводила Фёдора и Ивана, но сами они об этом не знали. Оказывается,

в войну они были в одном лагере. Фёдор с товарищами готовил побег, а Иван, невыносимо страдавший от лагерной жизни и никому не доверявший, хотел сбежать в одиночку.

Случайно совпало, что оба побега свершились в одну ночь. И оба стали провалом. Мало того, фашисты выставили Ивана провокатором, опорочив перед товарищами. Участников массового побега расстреляли, но Фёдору чудом удалось спастись. Ивана же немцы просто отпустили, снабдив советской формой.

И сейчас он пытается задавить в себе эти воспоминания, но груз памяти заставляет его гнобить самого себе.

«Ты бежал, а я возвращался. Возвращался с документами, пропусками»,

— говорит он Фёдору, рассказывая эту горькую историю, о которой прежде никто не знал. У Фёдора же своя трагическая эпопея. Тогда, в 1941, он был машинистом и возил лагерных рабочих в карьер.

На стрелке он познакомился с красивой русской девушкой, которую тоже пригнали на работу. Она помогла ему в организации побега, но позже видела, как их всех ведут на расстрел.

Фёдор успел отдать ей половину уникального двойного кольца с рассечённым орлом, вторую половину оставив у себя.

Всё, что он знал о ней, — это её имя, девушку звали Ольга. И теперь спустя 15 лет после Победы, он всё ещё пытается найти Ольгу, в которую влюбился и которую не может забыть.

Режиссурой занялся Виктор Жилин. Для него это была третья постановка, причём первую два фильм тоже поднимали довольно острые психологические темы. На главные роли утвердили Григория Гая (Фёдор Палей), Георгия Жжёнова (Иван Череда) и Леонида Куравлёва (Яшка Жухрай).

Роль Ольги, той самой стрелочницы, утерянной возлюбленной Фёдора, сыграла Людмила Люлько. Это была единственная большая роль в фильмографии актрисы.

Через несколько лет Людмила начала сниматься в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке» в роли Софьи, матери Яринки.

Уже было отснято много материалов, когда выяснилось, что у Людмилы онкологическое заболевание. От съёмок её отстранили, хотя пришлось переснимать почти все сцены (зрители в роли Софьи увидели Людмилу Алфимову), а актриса вскоре ушла из жизни.

Роль задиристой Анны, дочери Фёдора, которая иногда стыдится неуживчивости отца, а как-то и вовсе от него сбегает в общежитие, получила начинающая актриса Анна Дубровина. С Анной связана вторая романтическая линия в сюжете:

в неё влюбляется Яков, но Анна неприступна, как настоящая советская рабочая девушка.

Кстати, это именно она предложила коллеге по депо и заодно футболисту побороться на руках (в небольшой роли рабочего-футболиста — Александр Суснин). А кто победил в схватке, Аня или футболист, узнайте, посмотрев фильм.

Ну и ещё один факт о фильме «Водил поезда машинист». В финале Иван Череда жертвует собой, предотвращая катастрофу, в которой грузовой состав мог бы столкнуться с пассажирским.

Эпизод взят из реальной жизни: в 1959 году года подобный случай действительно произошёл. Тогда машинист закрыл телом мощную струю пара, позволив коллеге остановить паровоз, мчавшийся на скорости более 90 км/ч. За свой героический поступок он получил Орден Трудового Красного Знамени,

а после восстановления вернулся на железную дорогу. Ну а что стало с экранным машинистом Иваном, нашёл ли Фёдор любимую Ольгу и сложится ли пара Анна-Яков предлагаю узнать из фильма «Водил поезда машинист».

Почему-то сегодня он не в чести, хотя история очень даже неплоха и добротно сделана. Лента редко встречается даже в списках фильмов о железной дороге, и это совершенно не заслужено. К слову, для Леонида Куравлёва это всего лишь четвёртое появление на экране, но уже отчётливо видно, что перед нами — большой Артист.

Оцените статью
«У этого Карузо мокрое пузо»: забытые роли Леонида Куравлёва и Георгия Жжёнова
Надина шапка