«У нас долго помнят неудачи. А иногда их помнят всю жизнь»

Эта фраза принадлежит чересчур ретивому начальнику, который рвался к высоким результатам, совершенно забыв, что работает с обычными людьми. Появился этот герой в фильме «Собственное мнение» (1977), производственной драмой, снятой режиссёром Юлием Карасиком.

К производственным драмам принято относиться с лёгким пренебрежением, поскольку часто такие ленты снимались на заказ, были стереотипны, пронизаны морализаторством и попросту скучны.

Однако и среди фильмов этого жанра встречались действительно качественные работы, снятые не формально, а с глубокой проработкой сюжета и характеров, и безусловным фаворитом тут считается «Премия» (1975). К удачам жанра относится и «Собственное мнение», гда производственная линия сплелась с романтической, а главный герой небезупречен, чем и привлекает. А ещё в этой ленте много иронии и остроумных фраз, и это очень украшает сюжет.

«Собственное мнение» — это вторая встреча сценариста Валентина Черных и актёра и режиссёра Владимира Меньшова. Собственно, именно в фильме по сценарию Черных Меньшов и дебютировал, это была лента «Человек на своём месте» (1972). Тоже, кстати, производственная драма, и с ней «Собственное мнение» тут же начали сравнивать после выхода последнего.

Напомню, что третий совместный фильм Черных и Меньшова, где он уже выступил в качестве режиссёра, — это «Москва слезам не верит» (1980), который стал кинохитом в СССР и получил «Оскар» как лучший иностранный фильм.

В «Собственном мнении» Владимир Меньшов сыграл московского психолога Михаила Петрова, который с коллегой-социологом Ольгой Бурцевой приезжает на крупный завод.

Исследование проводится по просьбе руководства завода, озабоченного текучкой кадров и потерей квалифицированных работников, в том числе из рабочих династий. Довольно скоро становится понятно, что причина в молодом руководитель одного из цехов Павле Прокопенко. Это

инициативный специалист и профессионал, который стремится сделать как можно больше, добиться лучших результатов. Ради этого он готов работать всё больше и больше и требует того же от подчинённых.

Но подчинённым с таким начальников некомфортно, тем более что Прокопенко видит в них не людей с их будничными проблемами, а просто механизм, который должен в любой ситуации безотказно служить. И Петров озвучивает эту проблему и предлагает снять Прокопенко с должности, хотя далеко не все поддерживают это весьма смелое предложение.

Параллельно развиваются отношения Петрова с сотрудницей завода Татьяной, девушкой с неоднозначной репутацией, за которой ухаживает Фёдор, заводской рабочий.

Притязания Петрова на внимание Тани обернутся дракой с Фёдором (правда, сам Фёдор от этого расстроится, ведь оба они партийные, а подрались из-за женщины!). А потом, представьте-ка, Петров и вовсе останется у Татьяны на ночь, и это, конечно же, немедленно станет известно заводчанам и заставит их задуматься о моральном облике московского психолога.

Собирая актёрский ансамбль, Юлий Карасик сделал ставку на знаменитостей, и это, к слову. ещё один повод с фильмом познакомиться. Итак, в роли Ольги Бурцевой — Людмила Чурсина, в роли Татьяны — Елена Проклова, в роли её мамы и кладовщицы, тоже трудящейся на заводе, — Нина Ургант,

в роли начальника отдела кадров — Евгения Ханаева.

Директора завода сыграл Павел Панков,

Павла Прокопенко — Евгений Карельских, парторга, который в ответственный момент выбрал справедливость, а не кумовство, — Александр Лазарев,

а экс-жених Тани Фёдор — это Валерий Хлевинский.

В небольших ролях Наталья Гурзо и Ирина Бунина, Евгений Буренков и Павел Винник.

На съёмки группа отправилась в Орёл, роль завода, где разворачивается действие, «сыграл» реальный завод управляющих вычислительных машин, один из крупнейших советских заводов этого профиля, хоть и довольно молодой: возводить Орловский завод УВМ начали в 1967 году, а в 1968 он уже заработал. «Собственное мнение» снимали там десять лет спустя. В каком-то смысле Орловский завод УВМ в фильме был сам собой: производство было крупным, успешным, от него зависело функционирование других организаций (поэтому-то и требовалось постоянно повышать показатели, как это показано на экране). Увы, девяностые годы завод не пережил, сейчас он просто часть истории Орла.

В прокат фильм вышел в конце 1977 года и сразу аудиторию заинтриговал. В кинотеатры он привлёк больше 13 миллионов зрителей, и это несмотря на то, что формально был той самой производственной драмой, вроде бы унылой и банальной.

В реальности «Собственное мнение» — история увлекательная, в немалой степени благодаря Владимиру Меньшову и его ироничному, местами безаплляционному, находчивому герою Петрову, который не лезет за словом в карман.

Интересно, что исследования рабочих коллективов, подобные показанному в фильме, сегодня очень востребованы, а ведь с моменты выхода картины прошло 45 лет!

А закончу диалогом Прокопенко и Петрова. Прокопенко, объясняя свою позицию и стремление к результатам, говорит, что готов костьми лечь ради новых свершений. На что Петров каверзно замечает, что

часто когда кто-то говорит, что готов лечь костьми, то имеется в виду, что костьми лягут другие.

Как метко, как актуально и как живо!

А как вам «Собственное мнение»? Как вы думаете, у Петрова и Тани всё сложится?

Оцените статью
«У нас долго помнят неудачи. А иногда их помнят всю жизнь»
«Зигзаг удачи» — зачем Аля так неразумно потратила деньги?