«Учить детей всегда было трудно. А сейчас, как вы сами знаете, совсем невозможно»

Тезис, вынесенный в заглавие, принадлежит одной из героинь мелодрамы режиссёра Ильи Фрэза «Это мы не проходили» (1976), доценту пединститута. Любопытно, что эту мысль слышат от неё молодые педагоги, которые только готовятся к работе в школе, но ту же идею она озвучила и гораздо раньше, когда у неё учились молодые девушки, сегодня сами уже ставшие заслуженными и опытными учителями. Кстати,

название фильма, отсылающее к известной весёлой детской песенке, может обмануть, намекнув, что «Это мы не проходили» — симпатичная комедия. В реальности же это довольно серьёзная картина, хоть и не лишённая комических моментов, но затрагивающая важные вопросы отношений между людьми, в том числе только взрослеющими, и взаимодействие взрослых и подростков.

Сценарий фильма принадлежит Михаилу Львовскому, с которым Илья Фрэз уже был знаком по предыдущим работам. Объединяло авторов и общее направление: оба выбрали детско-юношеское направление в творчестве. Илья Фрэз мелодрамой «Это мы не проходили» отметил своего рода творческий юбилей: свою первую ленту «Слон и верёвочка» он снял в 1945 году, а за «Это мы не проходили» принялся в 1975, таким образом встретив 30-летие кинокарьеры. Все эти годы режиссёр думал, прежде всего, о юном поколении и именно к нему обращался с экрана. Журнал «Спутник кинозрителя» писал в преддверии выхода новой картины:

«Вот уже тридцать лет беззаветно верен И. Фрэз своему излюбленному герою и зрителю — юному человеку, вступающему в жизнь, осваивающему жизнь. И никогда не изменяет он правилу: разговаривать с детьми о серьёзном и важном просто и доверительно, увлекательно и весело».

Надо, однако отметить, что «Это мы не проходили» обращён не только и не столько к детям, сколько ко взрослым, причём не только работающим в школе, но и каждодневно сосуществующим рядом, к родителям, воспитателям, родственникам, и тем он интереснее.

По сюжету группа молодых учителей едет на практику в далёкий город. Среди них — всего один юноша. Это будущий учитель физики Юра Рябинин, и он давно влюблён в Лену Якушеву, будущую учительницу биологии. Лена тоже неравнодушна к Юре, но не выставляет это напоказ и порой даже отказывает парню из гордости.

В школе практикантов принимают очень тепло: коллектив, состоящий из более взрослых женщин-педагогов, берёт молодых коллег под опеку. Каждому практиканту придётся столкнуться со сложностями и проблемами в работе, понять, что новаторство и передовые приёмы преподавания — это не всегда хорошо и что опытом взрослых коллег пренебрегать не стоит.

Параллельно на экране разворачивается и ещё одна мелодраматическая линия — взаимоотношения старшеклассников из класса, руководство которым временно доверили Лене Якушевой. Это Митя Красиков, ершистый и немного дерзкий, по которому, как уверяет одна из учительниц «ПТУ плачет», и Мила Ходзицкая, милая и добрая девочка, умница и активистка, но, к сожалению, имеющая серьёзные проблемы со здоровьем, угрожающие жизни. Этим двоим тоже нужно разобраться в жизни, понять, что происходит между ними и как строить отношения с окружающими.

Картина очень густо населена героями, здесь несколько десятков персонажей, и Илье Фрэзу удалось собрать отличный состав. Одними из первыми на площадку попали давние знакомые режиссёра. Роль Лены Якушевой получила Наталья Рычагова, которая когда-то ещё школьницей дебютировала в кино именно у Илья Фреза в дилогии «Васёк Трубачёв».

Роль доцента Надежды Александровны, той самой, с идеей про сложности воспитания детей во все времена, режиссёр отдал Татьяне Пельтцер, с которой уже не раз работал. Крайне интересно для зрителей было увидеть на экране и ещё одну актрису, прославившуюся много лет назад, — Наталью Запищину. Пятилетняя Наташа в кино впервые появилась ещё во время войны в драме «Жила-была девочка» (1944), а вот вторую роль через год ей дал Фрэз в своём дебюте «Слон и верёвочка». Наталью позже активно приглашали другие режиссёры, но вот повзрослевшую девушку по ряду причин стали забывать, сама же Защипина сосредоточилась на театре.

В «Это мы не проходили» Наталья Защипина снялась уже взрослой зрелой женщиной (она сыграла мать Мити Красикова) 15-летнего перерыва, и зрители были рады встрече с актрисой, которую запомнили непосредственной малышкой.

Роль Юры Рябинина сыграл Борис Токарев, в роли отца Мити, супруга героини Наталья Защипиной, — Роман Ткачук, её коллега по Театру Сатиры.

В других ролях Ирина Калиновская, Нина Зоткина, Валентина Ананьина, Антонина Максимова, Вера Васильева,

Люсьена Овчинникова, Раиса Рязанова, Юрий Катин-Ярцев,

Владимир Зельдин, Валерий Афанасьев, Виктор Зозулин, Евгений Весник. И это даже не все артисты!

Не менее интересны эпизоды, в которых показались Татьяна Веденеева, заметно повзрослевший Андрей Войновский, главный актёр одного из предыдущих фильмов Фрэза «Чудак из пятого “Б”» (1975), Игорь Косухин, Ян Янакиев.

И, конечно, несколько слов о актёрах, сыгравших Милу Ходзицкую и Митю Красикова. В этих ролях — очередные дебютанты, открытые Ильёй Фрэзом: Татьяна Канаева и Андрей Ростоцкий.

Глядя на экран, совершенно невозможно поверить, что Татьяна старше Андрея на девять лет! Между тем, игравшей старшеклассницу Татьяне было уже 26, тогда как её партнёр Андрей Ростоцкий был 17-летним первокурсником ВГИКа.

Тут интересно отметить, что родители Андрея Ростоцкого, режиссёр Станислав Ростоцкий и актриса Нина Меньшикова, наследника специально в кино не продвигали в отличие от некоторых коллег. Андрей делал карьеру самостоятельно и славу свою(будущую, конечно) заслужил сам. Илья Фрэз нашёл парня в институте и дал ему шанс проявить себя, за что Андрей был ему благодарен. Спустя годы актёр, уже переигравший массу персонажей, отмечал, что Митя Красиков — самый взрослый в психологическом плане герой:

«Митя был уже вполне самостоятельной, сложившейся личностью.. Он не просто умел верно оценить жизненную ситуацию, но, что гораздо сложнее, достойно вёл себя в нелёгких обстоятельствах. При этом Митя — вовсе не безукоризненный образец положительности. Он просто живой, обаятельный, добрый человек, и добрый не только тогда, когда это легко».

В прокат школьная мелодрама «Это мы не проходили» вышла в самом начале 1976 года. Актуальная тема и увлекательное изложение вкупе с мастерством режиссёра и прекрасными искренними актёрами нескольких поколений обеспечили картине успех: больше 24 миллионов зрителей и 17-е место в списке лидеров проката по итогам года. Ну и трудно не согласиться со зрителями: история получилась доброй и поучительной, причём поучительной и для юных педагогов, и для опытных, но не морализаторской.

От себя лично добавлю,, что занятно было услышать от Юры Рябинина, который осваивался в новом городе, реплику «В каждом городе свои Черёмушки». Потому что я живу в Черёмушках московских, самых что ни на есть оригинальных.

А как вы думаете, фильмы о школе — это всё-таки кино, некая выдумка или всё-таки отражение реальности? Учить детей — это сложно или это может каждый?

Оцените статью
«Учить детей всегда было трудно. А сейчас, как вы сами знаете, совсем невозможно»
Незваный гость в доме отца: как герой Ярмольника породил Франкенштейна в фильме Тодоровского