Сегодня имя этого актёра мало кто помнит, а при жизни его имя мало кто и знал. Но можно смело утверждать, что лицо этого артиста хотя бы раз видел каждый советский кинозритель. Тем более, что его роли были всегда очень яркими и запоминающимися.
Павел Павлович Павленко родился в 1902 году в Киеве в семье оперного певца, тоже -Павла Павловича Павленко, который выступал в киевском театре оперы и балета. Через год после рождения сына отца пригласили выступать в московском музыкальном театре, и он перевёз в столицу всю семью.
Когда маленький Павел поступил в начальное училище (младшая школа), его сразу записали в театральный кружок. Через три года он уже был ведущим артистом школьного театра, на спектакли которого приходили не только его однокашники с родителями, но и любители театра близ лежащих московских районов.
Выступления школьников всегда были для зрителей бесплатными, но когда началась первая мировая война, ребята несколько спектаклей провели за плату, а вырученные деньги перечислили в счёт российской армии, которая с августа 1914 года вела активные военные действия.
Конечно же, мальчик мечтал стать знаменитым театральным артистом. Его отец несколько лет выписывал журналы ««Ежегодник императорских театров», которые маленький Павел зачитывал до дыр и знал почти наизусть.
Но вскоре пришла революция и резко изменила жизнь и планы 15-летнего юноши. Он всей душой принял революцию и в 1919 году поступил в московский институт музыкальной драмы (ГИТИС). После окончания обучения молодого актёра направили в Киев, где он выступал сразу в нескольких театрах, а через короткое время стал ведущим актёром Московского Украинского театра, который более чем наполовину состоял из столичных артистов.
В конце тридцатых годов его театр с гастролями приехал в Москву и талантливого актёра пригласили на работу в Театр имени Моссовета, в котором позже он выступал многие-многие годы.
В кино его впервые позвали уже после войны. Дебютировал 44-летний актёр в фильме «Глинка». Потом была роль смотрителя училищ в фильме Владимира Петрова «Ревизор», а чуть позже блистательная роль императора Павла Первого в фильме «Корабли штурмуют бастионы».
В начале 60-х годов актёра заметил и оценил знаменитый режиссёр-сказочник Александр Роу.
Роли в фильмах Роу стали отдельной яркой вехой в творческой карьере Павленко. На первом совместном фильме они сразу стали друзьями, и дружба продлилась всю жизнь.
Павел Павлович редко встречался с журналистами и еще реже давал интервью. Вернее, мне известно только об одном очерке, посвященном этому артисту, который был опубликован в журнале «Советский экран» в 1992 году. Статья была посвящена 90-летию Павла Павловича, где он ответил на ряд вопросов корреспондента. В те годы он уже давно не снимался в кино и лишь изредка выходил на театральную сцену.
Актёр рассказал о своей долгой жизни, о том, как он начал выступать на сцене еще в период правления Николая Второго, а заканчивать свою карьеру ему пришлось уже в новой России при президенте Ельцине.
Он с теплотой вспоминал советские годы, особенно период правления Хрущевым, так как в те годы он сыграл свои лучшие роли в театре и в кино. При Хрущеве в 1954 году он получил звание Заслуженного артиста РСФСР, которое так и осталось единственным в его карьере.
Павел Павлович всю жизнь был женат на одной женщине – Анне Степановне Потапенко, которая была на четыре года младше. Так сложилось, что детей у супругов не было.
Павел Павленко скончался 9 марта 1993 года и был похоронен в Москве на Введенском кладбище.