«Уедешь в город, а там рестораны, джаз, кафе, гляссе!»: комедия о стиляге и юном трактористе, поменявшихся ролями

В незатейливой, но очень симпатичной и доброй ленте «Ход конём» (1963) режиссёр Татьяна Лукашевич собрала знаменитостей, но главную роль отдала молодому дебютанту. Правда,

многие критики сочли эту работу режиссёра неудачной, да и часть зрителей встретила её с прохладцей, но сегодня фильм смотрится замечательно, хотя, конечно, он не лишён легкого морализаторства и ненавязчивой идеологичности.

Возможно, дело в ностальгии, возможно, в присутствии на экране безусловных талантов, а, возможно, просто в том, что это качественное кино со смыслом.

Режиссёр Татьяна Лукашевич могла бы стать автором лишь одной картины, комедии «Подкидыш», вышедшей ещё до войны, в 1939 году, и уже вошла бы историю советского кино. Но она не остановилась в творчестве и продолжала активно работать, в итоге более половины снятых ею фильмов стали киношлягерами своих лет, а некоторые остаются интересными и сейчас. Свою предпоследнюю ленту по сценарию Владислава Радоленского по повести Михаила Жестева «Приключения маленького тракториста», как и все предыдущие, режиссёр посвятила подрастающему поколению: её главный герой — 15-летний деревенский мальчишка Лёшка Левшин, который спит и видит, как станет трактористом. Парень обожает технику и даже готов прогуливать уроки, лишь бы полюбоваться на тракторы, а уж сесть за руль — это и вовсе счастье. У Лёшки есть 17-летний приятель Колька Лопатин, местный бездарь и бездельник.

Как-то парни увидели по случаю попавшего в деревню городского пижона на авто, и с тех пор Колька грезит, как он попадёт в город и станет похожим на этого щёголя.

И неожиданно обстоятельства складываются удачно: прицепщика Кольку посылают от колхоза в город учиться на тракториста, а Лёшка должен перебраться в город по семейным обстоятельствам и поселиться у дядьки, которого никогда не видел. И тут у Кольки рождается план:

им с Лёшкой надо поменяться местами. Он выдаст себя за племянника и пристроится у Лёшкиного дядьки, а Лёшка отправится в училище и будет учиться,

раз уж ему так хочется стать трактористом. Городская жизнь с обменом личностями обоих увлечёт, но всевозможных приключений им избежать не удастся. Конечно, в финале обман раскроется, но все получат по заслугам: Лёшка приблизится к воплощению мечты, а Колька осознает, что дружить со стилягами — удовольствие сомнительное.

Роль Лёшки получил юный актёр Борис Кузнецов. Не удалось узнать, как парень попал на площадку, да и вообще об актёре информации мало. Известно лишь, что он связал свою жизнь с кукольным театром и добился там успеха. Но нельзя не отметить, что

у дебютанта Бориса Кузнецова явно имелся драматический талант, в кадре он выглядит естественно и органично и совсем не тушуется рядом с именитыми мастерами.

А ведь его бабушку сыграла Татьяна Пельтцер, колхозного передовика и наставника Павла Шугая — Афанасий Кочетков, соученика и соседа по комнате в общежитии, а потом лже-мастера Харитона Померанцева — Михаил Пуговкин,

а председателя колхоза формалиста Фонарёва — Анатолий Папанов.

Ну а роль проныры Кольки получил молодой, но уже запомнившийся внешностью и характерностью Савелий Крамаров, которому, правда, было 28, хотя играл он 17-летнего.

В образе лощёного красавчика-стиляги Жана, на поверку оказавшегося тем ещё пройдохой, Татьяна Лукашевич пригласила некогда открытого ею же актёра Виктора Гераскина. Виктор дебютировал в кино в картине «Аттестат зрелости» (1954). Сценарий для ленты написала его мама, драматург Лия Гераскина, и когда Татьяна Лукашевич, ставившая фильм, начала подыскивать исполнителей, Лия порекомендовала на одну из второстепенных ролей сына (и любопытно, что его герой тут тоже был эдакий щелкопёр и разгильдяй).

Так Виктор и стал актёром. Но позднее он сменил направление и стал, как и родительница, драматургом.

В других ролях в фильме ищите Майю Булгакову, Антонину Кончакову и Алевтину Румянцеву, Виктора Хохрякова, Станислава Чекана, Николая Бармина, Вадима Грачёва, Владимира Пицека. Во второстепенной роли следователя (на удивление не ярко комедийной) снялся Юрий Белов.

Не нашла информации, где снимались сельские эпизоды, зато выяснилось, что роль города, куда приехали Лёшка и Колька, сыграл Новороссийск. Большей частью город выбирали и выбирают для съёмок лент героических, а вот бытовую комедию в нём сняли, похоже, лишь однажды. Завершали историю в Москве на «Мосфильме», и весной 1963 года солнечный летний «Ход конём» вышел в прокат. И тут случилось интересное:

в кинотеатрах его посмотрели больше 20 миллионов зрителей, что надо признать результатом впечатляющим.

Но когда в конце года журнал «Советский экран» провёл голосование за лучшие и худшие фильмы года, зрители зачислили «Ход конём» в список худших. С высоты времени это неимоверно удивляет. Потому что лента однозначно хорошая, и актёрский состав прекрасен. «Честно, кстати, между прочим».

Для меня «Ход конём» стал очередным открытием, прежде я этот фильм не видела. А вы?

Оцените статью
«Уедешь в город, а там рестораны, джаз, кафе, гляссе!»: комедия о стиляге и юном трактористе, поменявшихся ролями
«С вечера до полудня» — мажоры тоже плачут