В этом фильме, помимо всего прочего, показан интереснейший феномен – невозможность расстаться с цирком, если ты, что называется, «родился в опилках».
Это устойчивое словосочетание касается детей цирковых артистов, которые с младенчества – в теме. Более того, даже заслужив пенсию, многие циркачи не хотят покидать место работы.
Так, родители главной героини – Леночки Воронцовой когда-то блистали на арене, а теперь – униформист и билетёрша, верные своему цирку и его традициям.
Речь о лирической комедии «Укротительница тигров» (1954), снятой на «Ленфильме» режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Александром Ивановским.
Упорная девушка из династии Воронцовых (Людмила Касаткина) готова мыть полы, убираться в клетках, сносить насмешки дрессировщика Пыжова Кузьмы, взявшего себе звучный псевдоним Казимир Алмазов. Лишь бы ей подвизаться в цирке, да не где-нибудь, а возле тигров!
Да, тот Алмазов – отдельный алмаз киноработы. Сергей Филиппов умел парой фраз вызвать хохот. Его герой – нахальный дрессировщик, уверенный в своей незаменимости… неотразимости, это — утончённый гротеск (sic!)
…Он сделался одной из лучших ролей актёра, наравне с Масиком, который «хочет водочки», лектором в «Карнавальной ночи» (1956) и Кисой Воробьяниновым.
…И родня Леночки (Александр Орлов плюс Татьяна Пельтцер), и друг-жених Петя Мокин (Леонид Быков), да и сам директор цирка не в восторге от выбора своенравной девы, любительницы хищников.
Всячески отговаривают от цирковой доли, а Петя предлагает ей карьеру в Речфлоте. Но даже романтика плавсредств и водной глади никогда не сравнится с цирковой жизнью!
Люди, познавшие этот мир, не в состоянии с ним расстаться. И вот судьба сводит Лену с эффектным мотогонщиком Фёдором Ермолаевым (Павел Кадочников). Этот момент – столь же особый.
Я о моде на мотоциклетный спорт в 1950-х. Неслучайно Михаил Козаков включил в свою феерию о Покровских воротах-1956 мотоциклиста Савранского, как один из символов эпохи.
В самом начале кинокартины мы видим соревнования… И вот Ермолаев приглашён в цирк, готовит номер, и ассистенткой к нему назначена Леночка. Этот фильм можно посмотреть, хотя бы, ради симпатичных лиц.
Как хороша в кадре Людмила Касаткина! Просто куколка. И сколь благородно-прекрасен Павел Кадочников, пусть он «длинный и курносый», как аттестует его ревнивая Лена. С чего бы ревновать?
Да есть там ещё одна звёздочка – Оля (Нина Ургант), у которой здесь отчётливый pin-up-типаж, близкий к фотомодели Бетти Пейдж. Но так уж случилось, что в 1950-х джентльмены предпочитали блондинок!
К слову, ровно такой же сюжет могли бы снять в Голливуде, да ещё с теми же типажами. Противостояние мещанки Оли с труженицей Леной – отдельная песня.
А уж какая там Олечкина маман (Гликерия Богданова-Чеснокова) – эта дама с её дамскими премудростями да шёлковым халатом! Она заслуживает отдельного текста.
И да, после увольнения фанфарона и пьяницы Казимира-Кузьмы в программу вводят Лену Воронцову, которая давным-давно подобрала к тиграм все этологические ключики.
В роскошном чёрном одеянии, чем-то напоминающем наряды пажей эпохи Ренессанса, она являет на арене захватывающую дрессуру. И, конечно, её судьбой становится Ермолаев, а не Мокин.
Зритель понимает, что скоро появится новая цирковая династия Воронцовых-Ермолаевых, а их дети точно так же не захотят предавать свой цирк – слишком уж велика магия этого места…
Да, в кадре мы наблюдаем не только актёров, но и реальных циркачей. И не бояться тигров учил Касаткину дрессировщик Борис Эдер, появляющийся тут в роли наставника главной героини.