Первая половина 1970-х – это какое-то жаркое лето, безбрежный полдень развитого социализма и оптимизм ради самого оптимизма. Я тогда была совсем ребёнком, но помню это время – его энергию, свет, сочные краски.
Из радиоточки лилась мажорная радостная музыка, да и слова песен были радостными. Дело не в том, что для меня этот период совпал с первыми годами жизни – тогда и люди повзрослее казались невероятно счастливыми.
Вы скажете: в Оттепель и 1960-х было то же самое? Нет. Основа – разная. И люди — иные. Оттепельно-шестидесятническое жизнелюбие – это романтика, созидание, любовь к трудностям.
Это – ветер в лицо и признание в любви на верхотуре, как в фильмах «Высота» (1957) и «Карьера Димы Горина» (1960). Это – космос, презрение к барахлу, ожидание грядущего. Это — новостройка посреди вчерашнего леса.
Тогда как начало 1970-х – это стремление к успокоенности, уюту, лёгкости. Обжитая квартира. И фильмы снимались такие же. Когда-то я назвала мелодрамы и комедии 1970-1975 годов «кабачковым кино»,…
…ибо все эти ленты напоминают передачу «Кабачок 13 стульев», где все танцуют и шутят. Симпатичные герои, мини-юбочки у девушек и клеша — у мужчин, безбрежное небо, курьёзные ситуации, милые недоразумения.
Эти фильмы бывали удачными и – ужасными, но все они – радостны. Так вот пример хорошего «кабачкового» фильма – «Улыбнись, ровесник!» (1975) совместный с DEFA. О чём это? О Фестивале 1973 года в Берлине.
Главные персонажи – русская и польская девушки, Маша и Мария, похожие друг на друга, и потому возникают забавные недоразумения. Обеих девушек играет Нина Маслова, щедро улыбающаяся за двоих.
Понятно, что всё связано с флиртом и молодыми, свежими чувствами. О, да, Маслова-1 и Маслова-2 влюблены, а их возлюбленные постоянно путают Машу — с Марией, а Марию — с Машей. Возникает ревность, обида! Но все клубки разматываются, а любовь торжествует.
Также показательно, что польская панна оказывается с немцем Гансом, а советская находит своё счастье не с жителем Берлина, а с советским же гражданином Лёшей (его играет Лев Прыгунов).
Как все уже догадались, те девушки случайно (как обычно!) встретились, подружились и всё-всё закончилось хорошо! Да, выясняется, что обе они работают на заводах, выпускающих радиодетали. Нам являют ещё и международное разделение труда в пределах СЭВ. Что в ленте ценно?
Конечно же, не фабула – она предельно …никакая и надуманная. Прекрасны хроникальные кадры, выступления артистов – в частности, Дина Рида – советско-немецкого американца, удачное встраивание событий фильма в общий ритм Фестиваля.
Можно увидеть, какой была ГДР – самая благоустроенная и передовая из стран социализма (некоторые таковой считают Югославию, а кто-то – отдельные республики СССР). Главное тут — настроение, дух и аромат лета.
В такого рода фильмах всегда бывало много песен, и они буквально перекрывали сюжет, делая его «фоновым» и необязательным. Показаны тусовки — в том числе, с участием хиппи, каковых на Фестивале-1973 было довольно много.
Начало 1970-х было таким солнечным и легкокрылым во всём мире – не только в социалистических странах. Выросло поколение (1950-1955 г.р.), которое не только понятия не имело о войне, но и никогда не испытывало даже лёгкий голод.
Оно предпочитало яркую одежду, музыку «для ног» и необременительную жизнь. В СССР, ГДР, Болгарии, etc молодёжь всё-таки была несколько иной, но общий настрой был единым.
К тому же, в то время была своеобразная мода на «левые» течения, на марксизм и коммунизм, а социалистический путь реально считался передовым. Но к излёту 1970-х ориентиры как-то сменились…
Зачем нам сейчас этот фильм? Для того, чтобы увидеть ту возможность, которая была упущена. Точку невозврата. Пик развития, когда романтика ещё не схлынула, а мещанство пока не затопило разум. Эра баланса.