Уж замуж невтерпёж? Стоило ли Ане из Поварихина выходить за нелепого чудика Саню Свинцова

Думаю, многие зрительницы узнают в главной героине если не себя, то кого-то из подруг или знакомых. Мало ли найдётся и в современной реальности тридцатилетних женщин, которым не откажешь ни в очаровании, ни в уме, ни в домовитости, ни в желании вить своё гнездо, однако мужчины их словно не замечают! Так и живут среди людей женщины-невидимки, не обладающие, к тому же, хитростью и хваткой, чтобы намеренно ловить женихов в свои сети.

Помимо прочих его достоинств, я люблю этот добрый фильм именно за достоверность образов и ситуаций

Маленький сонный городок, дремлющий в лучах осеннего солнца. Малолюдные улочки, на которые скучающе смотрят окна деревянных домов, украшенные резными наличниками. Тихая провинция, где жизнь, кажется, замерла…

В этом городке с забавным названием Поварихино живёт милая, улыбчивая, несколько наивная Аня, которая – увы! – не замужем.

Само-собой, вокруг выводит рулады хор родственников и друзей, объединившихся в едином страстном порыве сдать с рук на руки засидевшуюся в девках бедняжку. Как же так, утёнок отстал от процессии! Разве что ленивый не раздаёт ей бесценные советы из серии «Давно бы замуж пора! Ты уж не выбирай, довыбираешься!»

И вот на горизонте появляется, как выразилась тётя Клава, «ну очень подходящий» вариант: Виктор, бравый военный, «видный мужчина, при хорошей должности, и зарабатывает достаточно» (по словам всё той же востроглазой тёти Клавы).

Да вот беда: приглашённый на ужин потенциальный жених с ходу влюбился в соседку Раису – весёлую, жизнерадостную пышечку. Усердные старания тёти Клавы и её мужа Петра Тимофеевича, наперебой расхваливавшего племянницу («Ой, хлопотунья! А шьёт как!»), пропали зря, и наша Аня на свадебной церемонии выступала не в роли невесты, а в роли свидетельницы.

Помните, как Виктор, уходя, с улыбкой говорит ей: «Вы знаете, а я, кажется, нашёл свою боевую подругу!» Казалось бы: верх бестактности сообщать об этом женщине, которая испытывает к вам явный интерес. Момент очень показательный, и дело не в том, что Виктор груб, глуп или бесцеремонен. Он просто не видит в Ане объект романтических грёз и воздыханий и даже не предполагает, что за приглашением стояло нечто большее, чем желание вкусно его накормить и провести приятный вечерок в дружеском кругу.

Почему не видит? Вопрос, конечно, интересный.

Марина Неёлова очень талантливо передала весь спектр эмоций героини, её характер, проявляющийся в мимике, словах, поступках.

На мой взгляд, очень уж Аня простодушна, бесхитростна. Ни тени кокетства. И выражение всегда извиняющееся, виноватое, беспокойное, как будто ей за себя неловко. Хорошенькая, изящная, тоненькая, обаятельная, неглупая, но при этом какая-то жалкая. А законы жизни таковы, что если мы сами в себе не уверены и относимся к себе как к чему-то неуместному и лишнему, то другие бессознательно будут воспринимать нас так же.

Итак, потерпев фиаско, Аня (или Нюра, как её попросту называют в родном городке) одержима идеей отправиться в отпуск к морю. Люди там какие-то другие – солнце на них, что ли влияет? И мужики обходительные, вежливые. Почему бы не попытать счастья?

А дальше перед нами чередой проходят мужчины, с которыми Нюру сталкивают случайные обстоятельства: «автогонщики» Миша и Сергей, например, очень симпатичные, но ни тот, ни другой не обращают на неё ни малейшего внимания.

Когда же за столик Ани в уличном кафе подсел неотразимый Валентин, у героини буквально в зобу дыханье спёрло: элегантный, в костюме-тройке с иголочки, вальяжный, обходительный, да к тому же приглашает в ресторан. Шик, да и только! Наивной провинциалке в голову прийти не могло, что Валентин – альфонс и карточный шулер, единственная цель которого – поужинать за её счёт. Что греха таить: в тайных мечтаниях даже самой скромной дурнушки живёт мысль, что её обязательно найдёт и полюбит прекрасный принц, равного которому нет во всей вселенной.

Люблю сцену в ресторане, когда камера крупным планом берёт лицо Ани, сияющие глаза, восторженное и – впервые! – кокетливое, манкое выражение. Как волшебно преображается женщина, если мужчина действительно ей нравится!

Но и здесь Нюру ждёт жестокое разочарование. Прекрасный принц растворяется в пространстве, оставив ей огромный ресторанный счёт.

Потом будет знакомство с щедрым грузином Анзором, спустившим все отпускные за один день, чтобы порадовать новых друзей. Фоном пройдёт белобрысый турист с фотоаппаратом (кстати, самый противный персонаж: наглый тип, который беспардонно ел, пил и отдыхал за счёт Анзора без малейшего порыва взять на себя хотя бы какую-то часть расходов, типичный лентяй и паразит, неспособный даже на такую мелочь, как проводить Марину и Аню до дома).

И наконец – вот оно! Инженер Саня Свинцов – простак, нелепый как комод, неказистый на вид, с очень своеобразным чувством юмора, да к тому же весьма прижимистый. Но он хочет жениться! Он видит в Нюре то, чего не видят другие, и его намерения очень серьёзны. Скрепя сердце Нюра соглашается, хотя по мнению подруги Марины какой из него жених, ведь он толстый, лысый и лишён даже скромных талантов… Всё так, но выбирать не из кого, а время уходит.

На теплоходе «Адмирал Нахимов» пара отправляется в Новороссийск. У Ани тяжело на сердце: она не влюблена в Саню Свинцова и даже не находит его привлекательным (вспомните момент, когда Саня дотрагивается до её плеча, а она неприязненно ёжится, стараясь избежать этого прикосновения). Ей неловко за него, но она пытается изо всех сил найти в женихе достоинства, убедить себя, что он достаточно хорош, чтобы выйти за него.

И всё-таки в последний момент сбегает, решив вернуться домой.

…Поварихино всё так же мирно и сонливо жмурится под осенним солнцем. Нюра идёт по знакомым улицам, и… вот сюрприз, возле дома её ждёт Саня. Удивление на её лице сменяется улыбкой – доброй, грустной, растроганной. Создатели фильма дают намёк на то, что в жизни героев начинается новый этап: Нюра оценила чувства Сани и всё-таки выйдет за него замуж.

И вот тут возникает вопрос: а стоит ли? Ведь она не любит его, просто жалеет, сочувствует, симпатизирует. А брак – не благотворительное мероприятие, замуж не идут из жалости. Да, можно сказать «стерпится-слюбится», «всё лучше, чем быть одной», «он хороший человек, за ним Нюра будет как за каменной стеной, что гоняться за принцами!»

Но будет ли Нюра счастлива? Вопрос остаётся открытым…

Интересные факты о фильме

Городок Поварихино в реальности отсутствует на карте. Съёмки велись в подмосковной Коломне.

Как ни удивительно, этот чудесный, светлый, добрый фильм снят по мотивам рассказа Льва Славина «Кафе «Канава», в котором Поварихино – грязный депрессивный городок, где «площадь вся в затвердевших отпечатках ног, – огромный барельеф из грязи», а героиня и вовсе не вызывает симпатий: «Да нет, кто такую возьмёт – мордяга мучнистая, фигура – кваша». Сценаристу Александру Бородянскому в соавторстве с Кареном Шахназаровым удалось создать из мрачной истории маленький шедевр, дающий надежду на лучшее.

Роль инженера Анзора сыграл актёр Гия Перадзе. Душа компании, любимец всей съёмочной группы, Гия был человеком импульсивным, щедрым, увлекающимся, притом настоящим дамским угодником. «Его обожал весь Тбилиси», – вспоминал Эльдар Шенгелая. Увы, судьба обошлась жестоко со своим любимчиком. Поссорившись с женой, в запальчивости Гия Перадзе выстрелил в неё из сувенирного пистолета, привезённого из Италии. Рана не была смертельной, но актёр, струсив, сбежал, и женщина умерла от массивной кровопотери. Гия Перадзе был осуждён на 7 лет, а выйдя из тюрьмы, терзался раскаянием, страдал от всеобщего презрения, поэтому всё чаще прикладывался к бутылке. В результате актёр спился и рано умер.

Теплоход «Адмирал Нахимов», на котором были сняты некоторые сцены, 31 августа 1986 года потерпел крушение, столкнувшись с сухогрузом «Пётр Васёв». «Адмирал Нахимов» затонул за 8 минут, перевернувшись на правый борт. Страшная трагедия унесла жизни 423 человек и вошла в историю как крупнейшая катастрофа, произошедшая на Чёрном море в мирное время.

Оцените статью
Уж замуж невтерпёж? Стоило ли Ане из Поварихина выходить за нелепого чудика Саню Свинцова
«Срочно требуются седые волосы!» Ещё раз о любви, которая всегда права