Комедия высмеивала советскую бюрократию — чиновникам это не понравилось.
Леонид Гайдай известен зрителю по шедеврам «12 стульев», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница» и «Операция „Ы“». Однако в портфолио режиссера есть еще одна знаковая работа, которая долгие годы пролежала на полке «Мосфильма» и в то время называлась «антисоветской». А сам Гайдай чуть было не лишился работы из-за нее. Расскажем о первой комедии одного из самых известных режиссеров.
- Гайдай не собирался браться за экранизацию
- Первое, что сделал Гайдай, это поменял название
- Гайдай увековечил имя супруги в фильме из-за случайного совпадения
- На главную мужскую роль Гайдай взял артиста, который на первом плане никогда не играл
- В фильм про мужчину Гайдай добавил столько женских ролей, что они сильно перевесили количество мужских
- В «Женихе» Гайдай снял фавориток другого режиссера и за это сильно поплатился
- Приглашением на съемки в «Женихе» Гайдай спас одну актрису от голода
- Таким, как в «Женихе», Вицина еще не видели
- Город для съемок Гайдай выбрал со скрытым подтекстом
- И пошутил, и не обидел — как Гайдай придумал хитрый ход с названием места работы главного героя
- В прокат фильм не пустили, а Ромму и Гайдаю устроили «сладкую жизнь»
- Как полнометражный фильм превратился в почти короткометражный — и все из-за цензуры
- Конечный вариант фильма сильно удивил Гайдая
Гайдай не собирался браться за экранизацию
Сатирическая комедия «Жених с того света» попала в руки Гайдая случайно. Сценарий ему вручил Михаил Ромм: он решил, что наконец наступило подходящее время для шуток над бюрократией и убедил в этом Леонида Иовича. Так режиссер начал съемки, которые чуть не перечеркнули его едва начавшуюся карьеру.
Первое, что сделал Гайдай, это поменял название
За основу сценария была взята пьеса Владимира Дыховичного и Мориса Слободского «Воскресение в понедельник», написанная в середине 50-х. Авторы назвали картину «Мертвое дело», но Гайдай отказался от этого варианта и предложил свои — «Беспокойный покойник», «Извините, но я жив» и «Бюрократ выходит в люди». Однако все названия картины сразу померкли, как только родился вариант «Жених с того света».
Гайдай увековечил имя супруги в фильме из-за случайного совпадения
Кинолента получила не только гайдаевское название. Режиссер придумал и имя невесты главного героя. Ее в спешке нарекли Ниной Павловной. Именно так звали жену Леонида Иовича.
Такое совпадение пришлось Гайдаю по душе, и когда актриса Вера Алтайская играла невесту Петухова, то он обращался к ней «Нинок!» Точно так, как к своей жене Нине Гребешковой.
На главную мужскую роль Гайдай взял артиста, который на первом плане никогда не играл
По задумке авторов главным героем комедии «Жених с того света» был бюрократ на высокой должности Петухов Семен Данилович. Сыграть принципиального чиновника, над которым жестоко пошутила судьба, пригласили уже знаменитого к тому времени артиста — Ростислава Плятта.
Вот только актер, хоть и играл уже в кино, чаще всего исполнял роли второго плана. Так что, можно сказать, роль Петухова стала для Плятта первой большой киноработой. И он блестяще справился с задачей.
В фильм про мужчину Гайдай добавил столько женских ролей, что они сильно перевесили количество мужских
Комедию «Жених с того света» можно назвать кладезем актрис. Ведь в кадре появляется всего 7 актеров и в противовес им целых 14 актрис. Так, на роль мамы главного героя была утверждена Рина Зеленая, которая к концу 50-х была очень популярна в Советском Союзе. Ее потом Гайдай снимет еще в своих кинолентах «Операция „Ы“» и другие приключения Шурика» и «12 стульев».
В «Женихе» Гайдай снял фавориток другого режиссера и за это сильно поплатился
В фильме «Жених с того света» появились и актриса Анастасия Зуева. Оказалось, что, как и исполнительница главной женской роли Вера Алтайская, Зуева была фавориткой другого известного режиссера — Александра Роу. А потому ни та, ни другая больше у Гайдая не снимались.
Приглашением на съемки в «Женихе» Гайдай спас одну актрису от голода
Речь идет о знаменитой артистке Зое Федоровой, которая к тому времени давно лишилась ролей. Задолго до выхода на советские экраны картины «Жених с того света» актрису арестовали за шпионаж. Федорова находилась под стражей почти 10 лет и после выхода из-под заключения попала в настоящую опалу.
Ее отказались принимать обратно на работу на «Мосфильм», а потому жить актрисе было негде и не на что. Федорову тогда приютила у себя певица Лидия Русланова, а Гайдай дал ей работу. И пусть Зое досталась в фильме лишь эпизодическая роль, но какая яркая!
Федорова сыграла в киноленте главврача Елизавету Владимировну. К ней Петухов пришел за справкой. Положительный и справедливый экранный образ помог Зое реабилитироваться и вновь закрепиться в актерской профессии.
Таким, как в «Женихе», Вицина еще не видели
Что же до актеров-мужчин, то, помимо главного героя, в киноленте есть еще один центральный персонаж — Петр Фикусов. Он является коллегой Петухова и тоже тот еще бюрократ.
Сыграть такого противоречивого и сатирического персонажа было доверено Георгию Вицину и эта роль его показала в абсолютно непривычном амплуа.
Серьезный и деловой герой Вицина стал экранным воплощением той самой комедийной, но в тоже время эксцентричной сатиры Гайдая. У Вицина получился смешной и хитрый, но абсолютно не злой образ молодого бюрократа, который очень органично вписался в сюжет ленты.
Такое 100% попадание в то, что желает режиссер, сыграло Вицину на руку. Ведь Гайдай еще не раз будет снимать актера в своих картинах. Как и локацию из «Жениха», которую для комедии выбрали неслучайно.
Город для съемок Гайдай выбрал со скрытым подтекстом
Гайдай снимал кино в Кисловодске. Главное место событий проходит на улице Красноармейской. Рабочее место Петухова располагалось в здании отеля «Централь», который позже стал Центральной библиотекой. А дальше в кадре мелькают простые уголки Кисловодска, и в этом заключается большой скрытый смысл.
«Художественные произведения базируются на курортной экзотике, которая отличается от рутины. Второе — назовем это лермонтовским каноном — Кисловодск как место развязки курортных романов. И третий момент — это юмор. Курорты — это такая ярмарка образов», — рассказал краевед Вячеслав Яновский.
И пошутил, и не обидел — как Гайдай придумал хитрый ход с названием места работы главного героя
Главный герой киноленты «Жених с того света» работает на руководящей должности в Кустовом управлении курортными учреждениями. Сокращенно — КУКУ. Еще в фильме встречается НИИ ГУГУ, что тоже выглядит довольно комично в рамках сюжета.
Позже идею с созданием шуточных аббревиатур подхватили Рязанов в «Служебном романе» и братья Стругацкие. А сам Гайдай повторил прием в следующей своей картине — «12 стульев». Однако, если остальным шутки сошли с рук, то Леониду Иовичу они чуть было не стоили карьеры.
В прокат фильм не пустили, а Ромму и Гайдаю устроили «сладкую жизнь»
На предпремьерном показе для советского руководства кинолента вызвала неоднозначную реакцию у руководства страны. В большинстве все были в восторге от «Жениха с того света», но министр культуры Николай Михайлов был сильно удручен. Он считал, что картина несет антисоветский посыл и высмеивает бюрократию.
Министр наложил на фильм жесткую цензуру, устроил разнос на «Мосфильме», закрыл мастерскую Михаила Ромма, а Гайдаю сказал, что это конец его карьеры как режиссера. Но это было еще не всё.
Как полнометражный фильм превратился в почти короткометражный — и все из-за цензуры
Из «Жениха» было велено убрать целый список едких сцен, из-за чего пропало сразу несколько значимых персонажей. В том числе и героиня Фаины Раневской. Еще пропал нищий в исполнении Евгения Моргунова, который в автобусе обошел всех пассажиров с просьбой подать на пропитание и насобирал столько, что на машину хватило.
Исчез из картины и персонаж Сергея Филиппова — управдом Зарубин. А сама лента превратилась из полного метра в короткометражку длительностью всего в 47 минут.
Конечный вариант фильма сильно удивил Гайдая
Гайдай тяжело переживал критику министра культуры и его громкие фатальные высказывания в адрес режиссера. После скандала с Михайловым у Леонида Иовича ухудшилось здоровье.
Переделка кинокартины заняла целый год. Когда же Гайдай увидел окончательный вариант, который все равно не собирались выпускать на экраны, режиссер сказал: «Это — не мой фильм». Чиновники распорядились, чтобы сделали не более 20 копий комедии, поэтому в 1958-м ее посмотрели очень мало зрителей.
И хотя Леонид Иович был разочарован окончательным форматом снятого им фильма, скоро страсти улеглись. Режиссер смог создать настоящие шедевры кинематографа, того министра культуры сняли с поста, а комедию «Жених с того света» все же показали в телеэфире. Правда, много лет спустя… Но от этого фильм не потерял своей актуальности.