Эмма Цесарская, звезда советского кино 20–40-х годов прошлого столетия, имеющая невероятный успех у миллионов кинозрителей. Артистка, начавшая свой путь в кино сразу с главных ролей.
В 17 лет ей посчастливилось сыграть Василису в «Бабах рязанских», а еще спустя четыре года роль Аксиньи в первой экранизации «Тихого Дона» режиссеров Ольги Преображенской и Ивана Правова.
В 22 года Цесарская звезда немого кино. В нее влюблен Шолохов, коллеги-актрисы завидуют её броской, неповторимой внешности, мужчины видят в ней эталон женской красоты. Среди ее друзей маршал Тухачевский, военачальник Эйдеман, знаменитый артист Охлопков.
В 26 лет Цесарской присваивается звание заслуженной артистки. А еще через год все заканчивается…
Детство
Эмма Цесарская родилась еще до прихода большевиков к власти, в 1909 году, в интеллигентной еврейской семье, в Екатеринославе(ныне Днепропетровск). Отец Владимир Яковлевич был инженером, мать Софья Эммануиловна занималась хозяйством.
Девочка имела прекрасный музыкальный слух и мечтала стать пианисткой, поэтому родители наняли ей учителя музыки по классу фортепиано. Эмме нравилось музицировать, да и все знакомые и близкие люди в один голос твердили о ее таланте.
Возможно, из нее получилась бы прекрасная пианистка. Но в 15-летнем возрасте Эмма всерьез увлеклась кинематографом. В роду Цесарских текла не только еврейская кровь, там были и украинцы, и молдаване. От смешения кровей получилась просто гремучая смесь.
Эмма была необыкновенно яркой, чувственной девушкой, при этом прекрасно воспитана и образована. Родители поддерживали любимую дочь во всех её начинаниях, и когда та объявила, что будет актрисой, согласились отправить ее в Москву.
Начало пути
В 1925 г. Эмма поступила в киношколу режиссера Б. В. Чайковского. Еще будучи студенткой второго курса попала на кинофабрику «Советское кино». Девушка мечтала сыграть хотя бы в массовке. Но увидев её чувственное красивое лицо, режиссеры О. Преображенская и И. Правов пригласили дебютантку на главную роль в картину «Бабы рязанские».
В 17 лет ей так удалось передать на экране нелегкую женскую судьбу крестьянки Василисы, что устоять перед ее талантом не смогли даже иностранные кинокритики. Они писали о ней, захлебываясь эпитетами » какой выразительный гипнотический взгляд…, очень красивый русский тип…, изумительная фигура русской крестьянки.., самая красивая актриса…».
Еще больший успех ждал её через год. После выхода картины А. Штрижака и Д. Познанского «Ее путь», германская кинофирма направляет в Москву агента, для заключения контракта на съемки в картине «Пышка». Чуть позже с актрисой ведутся переговоры о съемках в Голливуде. Но Эмма не желает уезжать из России. Тем более на нее снова имеют виды режиссеры «Баб…».
Роль Аксиньи в картине «Тихий Дон» стала вершиной карьеры актрисы. Немецкая «Дерусса», принимавшая участие в создании фильма, поставила условие, что Аксинью должна играть только Цесарская. На эту роль Эмму утвердили почти за год до начала съемок.
Американский поклонник
Сам Шолохов высоко оценил работу актрисы и мечтал снять продолжение в тандеме с той же съемочной группой. Но после прихода Гитлера к власти в Германии, реализация нового проекта оказалась невозможной.
На протяжении последующих четырех лет Цесарскую называли единственной кандидаткой на роль Грушеньки в постановке «Братьев Карамазовых». Киностудии Германии, Франции и Англии официально назначили Эмму фавориткой, пообещав огромный гонорар. Увы, но наши чиновники так и не смогли тогда договориться. Эмме так и не пришлось сняться в этом фильме.
Неудивительно, что и поклонников у актрисы хватало не только на родине. Молодой американский инженер настолько был очарован русской актрисой, что приложил немало усилий, чтобы поехать в советскую Россию и познакомиться с ней.
Молодая большевистская держава тогда нуждалась в хороших специалистах, и Зара Уиткин, так звали инженера, воспользовался этим. Пройдя все необходимые процедуры для получения визы, вскоре влюбленный иностранец прибыл в страну Советов.
Мужчина быстро освоился в чужой стране и завел друзей. Ему удалось познакомиться с актрисой и даже стать ее учителем английского языка. Но завоевать сердце красавицы Уиткин так и не смог.
С одной стороны, частые встречи и благосклонное отношение Эммы к нему давали надежду. К тому же американец надеялся, что актриса пожелает продолжать карьеру в Америке, где перспектив было гораздо больше.
С другой, Цесарская относилась к Уиткину, как к другу, никак не отвечала на его ухаживания, называя мужчину «тяжелой индустрией». Уиткину пришлось вернуться домой, так и не исполнив свою мечту. Задуманный строительный проект организовать ему не удалось, а любимая Эмма вышла замуж за сотрудника НКВД, капитана Макса Станиславского.
Недолгое счастье
Это замужество сыграло в судьбе красавицы роковую роль. Вначале все было хорошо, супруги были счастливы, родился сын. Когда в стране начались массовые аресты, сотрудники спецслужб в первую очередь подвергались жесточайшим проверкам.
Станиславский был обвинен в предательстве и работе на иностранную разведку. Его арестовали в 1937 году, объявив Эмму женой врага народа.
Мало того, после ареста мужа все имущество Станиславского было конфисковано. Четырехкомнатную квартиру в Фурманном переулке актрисе вместе с полуторагодовалым сыном пришлось освободить. Подвергать своих близких опасности она не могла, поэтому вместо отчего дома, отправилась в ветхий неутепленный барак, где своей участи ждали такие же жены репрессированных.
Несколько дней актриса провела у окна, ожидая, что и за ней скоро приедут. Чуть позже, поняв, что ее не тронут, актриса смогла переселиться в квартиру родителей. О продолжении карьеры актрисы не могло быть и речи. Эмме не дали даже завершить работу в фильме «Дочь Родины», хотя все сцены с ней были уже отсняты.
Через год ее вернули на экраны, за актрису ходатайствовал сам Шолохов. В 1938 году актриса снялась в кинокомедии «Девушка с характером», затем в годы войны были съемки и в других незначительных ролях.
Изгнание
Цесарскую не лишили звания заслуженной артистки, однако все происходящее с ней не позволяло ей полностью раскрепоститься на экране. Её уделом стали вторые роли, да и те случались очень редко.
Около двадцати лет Эмма работала в Центральной студии киноактера, но в спектаклях её практически не задействовали. После войны актриса познакомилась с известным актером Василием Ваниным, они стали дружить. Однажды актер позвонил ей и заговорщицким шепотом сообщил, что Эмму представили к ордену Трудового Красного Знамени.
Но когда актриса пришла на награждение, в списке её фамилии не оказалось. Что это было? Чей то злой розыгрыш, или её имя попросту вычеркнули в последний момент?!
Трудно, горько, неуверенно проходило её вступление в Союз кинематографистов СССР в начале 50-х. Особенно этому противился Иван Пырьев. Режиссер откровенно невзлюбил Цесарскую, а ведь она могла бы украсить его «Кубанских казаков».
Только дружба с Шолоховым, Ваниным, и режиссером Каплером позволило тогда стать членом Союза кинематографистов. Эти же друзья поддерживали её всегда, не позволяя думать о плохом. Верила ли она, что ее муж вернется к ней?
В 1959 году актриса узнала, что чудес не бывает. Именно тогда ей прислали документы о реабилитации мужа и восстановлении его рядах компартии. Макса Станиславского не было в живых уже в 1937 году.
Последние годы
В 1965-м Цесарская снялась в кино в последний раз, на это раз ей досталась роль буфетчицы. Незадолго до этого 48-летняя Эмма Цесарская пришла на пробы «Тихого Дона» к Сергею Герасиму. Она очень хотела воплотить образ Аксиньи еще раз. Но режиссер поступил с ней жёстко,—просто подвел к зеркалу. Она заплакала.
В 56 лет актриса ушла на пенсию. Еще через 23 года к ней приехал американский журналист Майкл Гелб. Историк хотел сделать об актрисе репортаж, основываясь на откровениях мужчины, который любил актрису всю свою жизнь. Зара Уиткин написал книгу, в которой очень много страниц посвятил Эмме.
Но Цесарская была очень сдержанна в своих воспоминаниях. Амеиканец уехал ни с чем. А еще через полгода заслуженная артистка Эмма Владимировна Цесарская ушла из жизни. Ей было 80 лет.