Это потом Светлана Смирнова снялась в огромном количестве фильмов, а роль Зины Бегунковой – стала ее дебютом в кино. И дебютом выдающимся, даже удивительно, насколько талантливо сыграно, и как уверенно выглядит ее героиня.
? Чужие письма (1975)
Итак, Зина Бегункова. Девятиклассница из очень неблагополучной семьи, где мать непонятно где, где старший брат, который вот-вот женится и где абсолютному большинству Зина, как человек, не нравится. Она слишком сложная. Никто не хочет даже вникать в суть проблемы.
Когда-то с Зиной было совсем сложно, и только благодаря учительнице Вере Ивановне (Ирина Купченко), девочку оставили в школе, о чем язвительно иногда напоминает педсостав.
Вера Ивановна стала первым человеком, который поверил в Зину и дал ей шанс.
Зина шансом воспользовалась, но время от времени «зубки» показывает, мнение выражает открыто, за что и «отхватывает», ведь по ее же собственной теории, тех, кто говорит правду – не любят.
Что же здесь плохого — говорить правду? Решительно ничего. Но Зина настолько категорична и эгоистична в своих суждениях, что ничего, кроме неприятия, в ответ не получает.
Поразили меня в этом фильме два момента:
- Очень откровенные и очень достоверные заигрывания Зины со взрослым мужчиной (Олег Янковский).
Все эти не детские прикосновения и не детские взгляды. Зина, конечно, не ребенок, ей 16. Но на дворе 1975 год.
А Женя Пряхин, то самый мужчина – и сам не прочь лишний раз прогуляться с симпатичной и фигуристой школьницей. Даже косу ей запрещает обрезать. Что это вообще за отношения такие?
- Проживание Зины в квартире своей учительницы.
Я так и не поняла, с чего вдруг? Так что, можно было? Вера Ивановна приютила ее после одного события, да Зина так и осталась у нее. Как в сказке, честное слово.
Собственно, с этого-то все и началось.
У Веры Ивановны есть мужчина в другом городе, который пишет ей очень красивые письма, наполненные грустью, любовью и мудростью.
И вот эти письма начинает читать Зина. А потом переписывает их, изменив имена. Это как будто бы ей Женя пишет, которому к тому моменту хватило ума уехать.
Разумеется, все тайное становится явным, но даже этот факт, факт ужасный, Вера Ивановна проглатывает, или прощает, назовите, как угодно. И Зина продолжает жить с ней.
« — Как мне им доказать, что нельзя читать чужие письма?
— Да просто, нельзя!»
Потому что не только в школе, но и в жизни, есть вещи, которые не требуют доказательств.
Дальше еще хуже. Девочка очень привязывается к учительнице, до какого-то болезненного состояния уже, просто на грани (одна сцена в ванной чего стоит).
И почему-то думает, что знает лучше, как надо жить взрослому человеку. Купить телевизор, делать гимнастику, варить кофе исключительно с молоком, пусть даже сухим (как, даже сухого у вас нет?), расстаться с мужчиной.
Зина максималистка, как и большинство подростков. Её принципы безнравственны, она беспардонно вторгается в хрупкий внутренний мир единственного человека, который не просто пытается ей помочь, а любит ее.
Но Зина не понимает этого. Зина не понимает ничего, кроме собственной убежденности в том, что она и только она права.
Непонятно, почему этого не понимает Вера Ивановна.
Кто прав? Кто виноват? И что со всем этим делать? Трагедия Зины очевидна. Вера Ивановна пыталась не только учить, но и воспитывать.
Пыталась искренне. Просто опыт не удался. И вряд ли она захочет его повторить. Или попробует, как думаете?