Для тех, кто вдруг забыл, или вовсе не знал, напоминаю: «Элен и ребята» – французский комедийный сериал из ранних девяностых о жизни французских студентов. Что-то по типу нашего «Универа», только снят на десять лет раньше и во Франции.
Тем более у этого сериала тоже вышла уйма продолжений: «Грёзы любви» в 1995, «Каникулы любви» в 1996 и «Тайны любви» в 2011. Причём последний, чтобы вы понимали, продолжает выходить по сей день – уже 34 сезона, а эта мелодрама о постаревших героях нашего детства продолжает выходить в эфир.
Совсем скоро у проекта будет круглая дата, ведь его премьера состоялась на отечественных экранах 3 октября 1994 года. Подумать только, уже ведь практически 30 лет прошло с того момента. Сериал пусть и не стал у нас таким же культовым, как те же «Друзья», некоторым телезрителям тех времён он всё-таки запомнился.
Чего уж там говорить, я сам помню, как смотрел его в детстве по телевизору, но так, скорее обрывками, не зная при этом даже названия. Просто периодически натыкался на него в сетке телевещания.
И вот прошли уже десятки лет, времена изменились, телевидение сильно преобразилось, а стандарты стали в разы выше. Если раньше комедийные сериалы снимались в дешёвых декорациях и с наложенным смехом на заднем фоне, то снимать такое сейчас уже просто не получится – никто не будет смотреть подобное. Но даже если мы закроем глаза на все эти технические моменты, в целом как «Элен и ребята» смотрится сейчас? Честно говоря, не очень.
Первая распространённая претензия к проекту заключается в его излишней идеализированности. Если вы вспомните российские ситкомы в духе уже упомянутого «Универа», «Счастливых вместе», или «Ворониных», то все они подкупали зрителя в первую очередь тем, что изображали нашу действительность. Разумеется, слегка гипертрофированно ради комедийного эффекта, но в этих образах и сюжетах российские зрители могли узнать себя.
В «Элен и ребята» мы словно наблюдаем за жизнью группы избалованных мажоров, у которых самая большая проблема – это разборки из разряда: «Да она не может любить меня», если вы понимаете о чём я.
Помимо крайне банальной и быстро надоедающей любовной драмы в сериале нет вообще ничего. Очередная безыдейная «Санта-Барбара» с карикатурными фальшивыми героями. И это ведь не мои слова, а французских зрителей, сетующих на полное отсутствие реализма.
О том, насколько неправильно показаны отношения внутри этой группы вообще не может быть и речи. Понятное дело, по современным меркам многие сериалы можно назвать «фальшивыми», особенно в вопросе демонстрации романтических взаимоотношений. И всё же Элен с ребятами переходят всевозможные границы дозволенного.
Помните Джоанну? Такая себе, бунтарская девчонка родом из Техаса, встречающаяся с парнем Кристианом. Один из немногих примеров того, когда инициатором нездоровых отношений выступает именно девушка. При пересмотре было совсем неприятно наблюдать за тем, как она обходится со своим «Кри-Кри».
В детстве демонстрация подобного могла казаться забавной, в более взрослом возрасте выглядит это как насмешка над своим молодым человеком. Буквально на этом кадре она вместе со всеми потешается над ним из-за травмы, полученной Кристианом по её же вине. Какая прелесть.
Впрочем, если бы только это было главной проблемой сериала, я бы даже не стал заострять на нём особого внимания по прошествию скольких лет. Меня больше волнует то, во что он превратился в итоге. Как я уже отметил, первые сезоны критиковали за отсутствие реализма и «прилизанность».
Знаете, как на это отреагировали авторы? Они дали такого жару, что любая современная чёрная комедия обзавидуется. Темы пагубных привычек и токсичных отношений начали подниматься регулярно. Я не просто так вспомнил пару Джоанны и Кристиана, ведь сама техасская девица вернулась обратно в Америку, а Кристиан пристрастился к веществам.
Это не просто фанатские выдумки или теории, персонаж действительно в какой-то момент «подсел». Вы могли этого не знать как минимум по той причине, что в России многие чрезмерно жёсткие эпизоды, по понятным причинам, запретили к показу.
Таким образом сериал «Элен и ребята», вместе с его многочисленными продолжениями, постоянно кидало из крайности в крайность. Начали как вполне безобидная, хоть и достаточно пустая, мыльная опера о любовных похождениях подростков, а закончили какой-то «чернухой».
Видимо, про принцип «золотая средина» авторы не слышали. А самое печальное кроется в том, что авторы продолжают по сей день развивать своё детище, пытаясь написать об очередной любовной драме между давно выросшими героями, продолжающими себя вести как наивные дети. И это происходит во Франции, которая славится своими, комедийными и не только, фильмами на весь мир!