В чём скрыта гениальность советского фильма с Глаголевой и Баталовым — «Зонтик для новобрачных»

Каким должен быть хороший фильм? Наверное, в нём обязательно должен быть цельный и последовательный сюжет, хорошая актёрская игра, достойная техническая составляющая (съёмка, декорации, монтаж и так далее), ну и, само собой, некая интересная идея, которую он может преподнести зрителю.

Если ориентироваться на все вышеизложенные критерии, то фильм «Зонтик для новобрачных» 1986 года от режиссёра Родиона Нахапетова однозначно можно назвать одним из лучших в нашем кинематографе. Казалось бы, вполне себе обычная мелодрама, коих и до, и после, было бесчисленное множество.

Однако «Зонтик для новобрачных» сильно выделяется на фоне картин, натужно пытающихся выдавить у зрителя эмоции, сводя всё действо к надуманному вымученному «счастливому финалу». Нет, «Зонтик для новобрачных» – это самый настоящий эталон жанра и в этой статье я попытаюсь объяснить, что именно делает этот фильм гениальным.

Как всегда, начнём с общего разбора сюжета. В центре повествования у нас две пары: молодожёны Зоя (Вера Глаголева) и Толя (Никита Михайловский), которые отправились в отпуск, где познакомились с уже долговечной супружеской парой Дмитрия Краскова (Алексей Баталов) и его любимой жены Веры (Нийоле Ожелите, но в фильме она говорит голосом Инны Чуриковой).

Молодые ребята с радостью наблюдают за тем, как искренне Дима и Вера любят друг друга по истечению многих лет, и как они уже давно научились сосуществовать вместе. Толе с Зоей определённо есть чему у них поучиться.

Теперь отвлечёмся от пересказала ради одного вполне закономерного вопроса: причём здесь вообще «зонт»? Можно сказать, что пара Димы с Верой является тем самым «зонтом». Что я имею в виду? Смотрите зонт ведь используется, чтобы скрыться от дождя.

Только здесь «зонт», в каком-то смысле, символизирует отношения между супругами – за этой поверхностной идеальностью, как за зонтом, скрывается горькая правда. И раскрывают её только для нас, для зрителей, оставляя самих героев в блаженном неведении.

Правда эта заключается в том, что на протяжении всех этих лет Дмитрий Павлович был женат на другой женщине. Да, Дима и Вера – просто встречаются.

Причём здесь не обыгрывается клише, где наша героиня узнала о предательстве со стороны мужа, потом вся в расстроенных чувствах, но готова его простить. Совсем нет, ведь Вера прекрасно знает о сложившейся ситуации, просто не может ничего изменить: ни бросить Диму, ни заставить его уйти от своей жены.

Возможно, в каком-нибудь другом фильме супругу Дмитрия показали бы нарочито отрицательно, дабы подчеркнуть драматичность ситуации, мол Дмитрий Павлович вынужден жить с давно нелюбимой женщиной. Однако нет – рядом со своей уже настоящей женой, сыгранной Аллой Мещеряковой, Дима всё такой же образцовый супруг, а к тому же отец двух очаровательных сыновей.

Вот вам и «Зонт для новобрачных»: наши юные наивные Зоя с Толей ничего не узнали об этой ситуации. В их представлении Дмитрий с Верой – идеальная супружеская пара, живущая душу в душу на протяжении многих лет. Они даже разыгрывают нелепый спектакль перед молодожёнами, лишь бы не разочаровать их.

Знаете, мне нравится, что в этой истории нет «плохих» и «хороших» персонажей. Если так задуматься, то что Дима, что Вера, поступают достаточно аморально. Зоя и Толя, как мне кажется, выступают в большей мере второстепенными персонажами, или же скорее наблюдателями.

Можно сказать, они как сам зритель: по началу умиляются отношениям Димы с Верой, но в отличие от нас они просто не знают всей подноготной. Как говорится: «Меньше знаешь – крепче спишь».

Мне очень нравится, что картина Нахапетова не пытается навязать зрителю какой-то очевидный посыл. Опять-таки, можно было легко обставить ситуацию так, будто Дмитрий плохой, или его жена плохая, ведь было бы так просто взвалить на кого-то всю вину, обозначить «злодея».

Но в «Зонтике» хорошо подчёркивается идея неоднозначности человека. Безусловно, поступок Дмитрия никак нельзя оправдать, тут никто не спорит, но почему тогда на протяжении всего фильма нам показывают так много его положительных качеств?

Он искренне любит Веру, при этом не может бросить жену одну с двумя детьми. Что тогда ему остаётся – жить с вечным ощущением пустоты и одиночества от внутренних противоречий, тем самым постоянно огорчая жену и детей? Хотя, в принципе, нечто подобное всё-таки демонстрируется в фильме.

Я не очень понимаю тех, кто считает будто Диме вообще всё безразлично. Нет, глубоко в душе он раскаивается за свои проступки, корит себя за содеянное, но уже ничего не может исправить.

Вот и остаётся ему с Верой дальше быть тем самым «зонтиком», защищающим Зою с Толей от «дождя» горькой истины. Остаётся лишь надеяться, что молодожёнов не ожидает та же судьба.

Оцените статью
В чём скрыта гениальность советского фильма с Глаголевой и Баталовым — «Зонтик для новобрачных»
Фрагмент «Зимней вишни», объясняющий развод Оли