«Москва слезам не верит» — прекрасный фильм Владимира Меньшова, вышедший в далёком 1979 году и ставший самой настоящей классикой отечественного кинематографа. Как-никак, один из первых художественных советских фильмов, получивший премию «Оскар» и вышедший в широкий прокат за рубежом.
Вот уже 45 лет прошло с момента выхода этого шедевра, а кинозрители всё ещё продолжают находить в нём интересные символические детали, пропущенные при первом просмотре.
Одной из таких незначительных, на первый взгляд, мелочей стало появление по-настоящему легендарного театрального артиста Иннокентия Смоктуновского, наряду со многими другими эпохальными актёрами: Леонид Харитонов, Татьяна Конюхова и Георгий Юматов.
Прямо удивительно, как актёры такого уровня согласились сняться в дебютном фильме начинающего режиссёра, хотя, к тому моменту, они уже были звёздами, имена которых знали в каждом уголке необъятного СССР.
Харитонов был известен благодаря главной роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» от 1955 года и его продолжениях. Каждая советская девушка была без ума от этого красавчика с «есенинской улыбкой».
Говоря про Конюхову, сразу можно вспомнить о её роли в фильме «Разные судьбы» 1956 года, где она сыграла Соню Орлову. Ну, и наконец, Юматов, также снимавшийся в уже упомянутых «Разных судьбах» вместе с Татьяной, а впоследствии ставший звездой фильма «Офицеры» 1971 года.
Пусть к году выхода фильма их имена уже стали вспоминать всё реже, они всё равно стали некими неофициальными символами эпохи пятидесятых. Не знать их фамилии было попросту стыдно, о чём кстати говорят и в самом фильме: Люда и Катя не имеют ни малейшего понятия о личности Смоктуновского, из-за чего в зале раздаётся хохот.
Как можно не знать такого человека? Пожалуй, среди всех перечисленных имён, Иннокентия Михайловича можно назвать наиболее известным. Не знать о нём в период семидесятых было просто невозможно, разве что, если вы не жили в совсем уж «глуши».
Смысл сцены
Однако, как мне кажется, эта сцена с появлением Смоктуновского не только чётко даёт понять, насколько далеки Люда и Катя от мира высокой культуры. Этот посыл в принципе крайне очевиден, но что если попробовать рассмотреть этот эпизод под ещё одним углом? Честно говоря, я далеко не сразу додумался до этого и сейчас готов поделиться с вами рассуждениями.
Дело в том, что Иннокентий Смоктуновский, как артист прославился в уже достаточно солидном возрасте, в районе 30 лет, постепенно приближаясь к 40 годам. Он ведь стал известен после роли князя Мышкина в постановке романа Достоевского на сцене Большого драматического театра.
Тогда артисту уже исполнилось 32 года, с учётом того, что большинство его коллег к 30 уже являлись авторитетными состоявшимися актёрами, как правило, получив популярность ещё в молодости. У Смоктуновского новая жизнь началась как раз в районе сорока лет, когда его имя прозвучало по всему СССР. И, стоит отметить, это очень хорошо пересекается с основной идеей фильма.
Екатерине по сюжету фильма как раз примерно 40 лет. Даже исполнившей её Вере Алентовой на тот момент было ровно 37. Она уже не в том возрасте, в котором стоит бежать за мечтой и пытаться кардинально изменить свою жизнь, ну, по общепринятому мнению.
Фильм «Москва слезам не верит» отчётливо даёт понять, что и в сорок лет человек может измениться до неузнаваемости. Многие люди уже после 30 начинают ощущать себя «стариками», предпочитают просто остепениться, отложить в долгий ящик все свои желания и мечты, погрузившись в серые рутинные будни, ведь ты теперь уже ответственный взрослый человек. А что если нет? Что если у тебя ещё есть шанс всё изменить в лучшую сторону?
Судьба, знаете ли, крайне непредсказуема. Сегодня ты отчаянно трудишься в поте лица, позабыв о собственном счастье, а вот уже завтра фортуна преподносит тебе внезапный сюрприз в виде маленькой доченьки, которую тебе предстоит полюбить всем сердцем.
Пусть у Кати всё складывалось, мягко говоря, не идеально в личной жизни, но уверенно можно сказать, что под конец, к своим 40 годам, её жизнь претерпела значительных изменений, причём в лучшую сторону. Точно также, как однажды, на заре шестидесятых, резко изменилась судьба Иннокентия Смоктуновского, в свои 40 лет ставшего советской суперзвездой.