Юмористическая трилогия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в 1965 году имела оглушительный успех! Даже больше, чем у ранее снятой режиссером комедии «Пёс Барбос и необычный кросс», которая была отмечена на международном кинофестивале в Каннах.
«Операцию «Ы» только за первые три месяца посмотрели более 50-ти миллионов человек, и спрос на билеты в кинотеатрах не падал весь год.
И что было приятно создателям фильма, что успех картине принесла не знаменитая троица (вернее сказать, не только она), а новый персонаж и главный герой всех трех новелл – молодой человек по имени Шурик.
Первоначально образ немного неуклюжего, но сообразительного и обаятельного студента появился лишь для одной лирической новеллы «Наваждение». По воспоминаниям Мориса Слободского, автором этого персонажа был сам Гайдай, а сценаристы лишь помогли «огранить этот алмаз» и добавить юмора в историю студенческой любви.
Позже были написаны сценарии еще к двум новеллам — «Напарник» и «Операция «Ы», и было решено соединить их в один кинофильм с одним главным героем. Это нужно было, чтобы соответствовать полнометражному формату для беспрепятственного проката в кинотеатрах.
По первоначальной задумке Гайдая, ключевой в этой трилогии была именно новелла «Наваждение», и она должна была завершать фильм с забавным финалом, который так и не появился в картине. Но концепцию всего фильма ему пришлось изменить.
Вначале очередности новелл была следующая: первая — «Напарник», вторая — «Операция «Ы», а завершать фильм должна была новелла «Наваждение» с забавной концовкой.
Помните, как она кончается в фильме? Вечером, целуясь, они расстаются и договариваются о новой встрече «послезавтра после экзамена», так как завтра им обоим надо к этому экзамену готовиться.
Но, оказывается, это был не конец. После красивой лирической сцены вечернего прощания в фильме шёл следующий финальный эпизод. Утром в день экзамена в переполненном трамвае они опять встречаются, но не видят друг друга, потому что так же, как и в прошлый раз, внимательно читают свои конспекты.
В трамвае толпа прижимает их друг к другу спинами и на повороте Лида случайно толкает Шурика. Тот не оглядываясь, раздражённо отпихивает её от себя, а она после этого толчка, также раздраженно тыкает ему в отместку локтем в спину, тоже не оборачиваясь и не понимая, кто стоит сзади.
Шурик так и не отрывается от конспекта, но видно, что он крайне раздражён, злится и готов еще раз пихнуть своего обидчика сзади. А между тем переполненный трамвай едет дальше…
Когда худсовет посмотрел отснятую новеллу, почти все возмутились такой трактовке образа советской студентки-отличницы. Как такое может быть, что она ложится вместе с незнакомым парнем на один диван, даже не замечая его? Да еще раздевается при этом?
Мол, вот так, ненароком могли ведь и дети у них получиться! Это что – специально задуманная провокация режиссёра?
И почему они так по-хамски ведут себя в трамвае, где, не глядя, пихают своих попутчиков? А если сзади заслуженный ветеран или беременная женщина? И это у вас так показаны советские студенты-отличники?
Короче, нападок было много, и Гайдай понял, что в таком виде худсовет фильм не примет. В тот раз договорились, что режиссёр еще раз всё обдумает, учтёт замечания и к следующему заседанию покажет уже изменённую версию.
И тогда Морис Слободской предложил Гайдаю пойти на небольшую хитрость. Мол, надо поменять местами новеллы и поставить «Наваждение» в середину, чтобы не акцентировать на ней внимание. При этом убрать последний эпизод в трамвае (который, к слову, придумал сам Слободской). Мол, пусть история заканчивается их поцелуем и нежным прощанием. Это внесёт в фильм немного лирики, которую, по сути, убивал эпизод в трамвае.
Гайдай всё взвесил, подумал и согласился. Худсовет позже тоже согласился с таким компромиссом — что в фильме останется сцена подготовки к экзамену в квартире Лиды, но будет убран финальный эпизод в трамвае.