С развитием техники и всяческих цифровых девайсов, используемых на съемочных площадках, безвозвратно утеряно мастерство работы в кадре, когда дублей снимали мало (кинопленку расходовали бережно), а сцену — сразу целиком.
Очень примечателен с этой точки зрения телевизионный спектакль 1959 года «Растеряева улица». Впрочем, постановка уникальна не только особенностями операторской и актерской работы. На год производства вы уже обратили внимание. В документах, прилагаемых к пленке, указано так:
Теперь давайте вглядимся попристальнее в творческую группу.
Актер Виктор Рыжков, прослужив почти 10 лет в Малом театре, стал пробовать себя на режиссерском поприще на только-только нарождавшемся телевидении. В дебютном для себя 1959 году он снял два телевизионных спектакля — «Обнаженную со скрипкой» с неподражаемыми артистами Театра Сатиры и «Растеряеву улицу» с корифеями родного Малого.
Краткая и весьма интересная история постановки. Актер и режиссер Малого театра Михаил Семенович Нароков (один из столпов труппы, начавший свою актерскую карьеру еще до революции) создал сценарий и сыграл в «Растеряевой улице» в 1929 году.
Источником вдохновения для него стали очерки публициста Глеба Успенского «Нравы Растеряевой улицы», написанные аж в 1866-м и живописующие житье-бытье людей с достатком «так себе». Наконец, в 1959 году произошла адаптация сценария под телевизионный формат начинающим режиссером Рыжковым.
Итак, талантливые соотечественника анализировали и пылись постичь особенности загадочной русской души на протяжении почти ста лет. В результате появилась комедия с действующими лицами из народа — мещанами и лавочниками, чиновниками и мастеровыми, населяющими провинциальный городок.
Две подруги разными способами пытаются устроить свою судьбу. Что из этого получилось, вы узнаете, посмотрев спектакль ниже. Колорит его непередаваем, а образы, созданные великими артистами Малого театра — неописуемы. Детям до 16. Надо смотреть…