Перечитала и пересмотрела несколько десятков интервью Василия Ланового и выбрала цитаты, где артист рассуждал о своих ролях. Иногда артист такое выдавал, что невольно рот открывала от удивление. Кажется – вот же лучшая роль в карьере, культовая, гениальная. А актер разносил ее в пух и прах. Или наоборот – на первый взгляд пустяковая проходная работа, а для артиста она была чуть ли не самой значимой.
Про «Аттестат зрелости»
«Снимался я в фильме мальчишкой, только-только школу закончил. И был наивным гордецом, считал себя успешным и почти гениальным. Так и хотелось идти по улице и кричать: «Я успешный артист, а вы кто такие?» Львович Штейн (мой первый учитель актерского мастерства) заметил мою гордыню и быстро ее обрезал: «Не вздумай гордиться, фильм твой ерунда. Будешь нос задирать – не станешь нормальным артистом». Это меня заставило опуститься с небес на землю и понять, что первый успех вовсе не означает успех в жизни».
(из интервью журналу «Театрал»)
Про «Павла Корчагина»
«Этот фильм – моя печаль, моя беда. Истерзал он меня изрядно. Ведь меня и на комсомоле за него отчитывали, словно я враг народа. И из «Щуки» меня из-за него отчислили. С трудом потом восстановился… Как же жалел о съемках в «Павке Корчагине». Все было бы намного проще, если б не стал сниматься в нем… Теперь отношусь к нему в тысячу раз лучше, чем раньше. Понимаю, что мне нужно было пройти то испытание».
(из автобиографии Ланового «Летят за днями дни»)
Про «Алые паруса»
«Артур Грей – не самая сложная роль. Не скрою, что играя в «Алых парусах», не напрягался. Но искренне ценю эту свою работу – она не проходящая, а настоящая. Я сделала важное для зрителей: людям нужен был романтический герой, я дал его им».
(из телепередачи «Лановой: талант, честь, достоинство»)
Про «Полосатый рейс»
«Это моя первая и, к сожалению, единственная комедийная роль в кино. Для комедии лицом, говорили, не вышел. Ну что тут возразить? Жаль, конечно. Мне хотелось быть забавным».
(для интервью передачи на Первом канале)
Про «Коллеги» и «Иду на грозу»
«Меня часто просят назвать главные фильмы, которые считаю родными и понятными. Всегда называю «Коллег» и «Иду на грозу». Они у меня полностью получились, ничего не хочу в них изменить. Другие свои работы хоть и люблю, но всегда могу найти, к чему придраться».
(из интервью газете «Комсомольская правда»)
Про «Анну Каренину» и «Войну и мир»
«Эти два фильма – моя великая гордость. Я имел счастье сняться в настоящей классике. И я удостоился чести поработать с людьми, о которых можно говорить только с поклоном до земли. Меня свела судьба с самим Сергеем Бондарчуком. Что еще артисту в нашей стране можно было желать?»
(из интервью журналу «Советский экран»)
Про «Семнадцать мгновений судьбы»
«Мне не стыдно, что я сыграл своего героя так, как сыграл. Хотя меня многие критиковали за то, что я очеловечил Карла Вольфа. Но ни я, ни Танечка Лиознова не хотели, что нацисты выглядели карикатурами, как из журнала «Крокодил». Они тоже были людьми — плохими, но живыми, а не картонками. Было бы так просто мне изобразить шута. А разве это было бы честно? Это бы опошлил нашу победу. Мы не у клоунов выиграли, а у сильных и умных врагов».
(из интервью журналу «Театрал»)
Про «Офицеров»
«От роли в «Офицерах» я 5 раз отказывался, а меня уговаривали. Почему отказывался? Не очень ее понимал. У Жоры Юматова в два раза больше материала было, и добротного материала. А мне играть было нечего… Удивлен, что до сих пор, что все говорят: «Ах, как же Лановой хорошо сыграл в «Офицерах». Это не я хорошо сыграл – это хорошие были сценарий, актеры, режиссер, оператор. А я так – за компанию. Помог сделать фильм, не больше… Но все же есть там один крупный план, где я молчу, ни словечка не говорю, просто смотрю. Не совсем скромно, но себя хвалю за эту сцену: «Молодец, это у тебя получилось». Нет, не просите меня назвать этот момент, сами догадайтесь».
(из интервью на сайте издания «Собеседник»)
Про «Три мушкетера» 2013 года
«Меня позвали играть Ришелье. Согласился, но доволен ли? Нет! Разучились у нас снимать классику».
(из интервью изданию «Светский журналист»)