«В плену дурного вкуса»: за что разнесли в пух и прах фильм 1958 года «Девушка с гитарой»,и почему для Гурченко наступил период забвения

Пока режиссёр вынуждено снимал свой очередной фильм «Девушка без адреса» без Людмилы Гурченко (читайте в предыдущей статье — в конце статьи — почему) для неё был уготован совершенно другой фильм.

Киноленту «Девушка с гитарой» заказали сверху — министром культуры СССР Николаем Михайловым. Фильм был приурочен к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. А сценарий написали специально под Людмилу Гурченко.

Конечно же, создатели фильма делали ставку на мега-популярность актрисы после «Карнавальной ночи». Но дважды в одну воду не войти, как говорится в пословице. Вот и повторить успех не удалось.

«Девушка с гитарой» стала первой советской кинолентой, посвященной фестивалю молодёжи и студентов. Седьмой по счёту Международный фестиваль проходил летом 1957 года. Естественно, сценарий был подогнан под это событие.

Сценаристы придумали главную героиню Танечку Федосову, которая работает в музыкальном магазине, но мечтает стать актрисой. Танечка — лидер по количеству продаж, и директору очень не хочется потерять ценного работника. Он делает всё, чтобы удержать Танечку в магазине.

Тем временем молодежный коллектив магазина готовит музыкальные номера для фестиваля. А Танечка знакомится с молодым композитором, который помогает ей стать ближе к мечте.

Вот такой незатейливый сюжет, в который по ходу работы привносились коррективы. Особенно, когда параллельно со съемками открылся и начал работать фестиваль. К примеру, на съемки приглашали делегации из разных стран. Кто смог приехать — так и меняли сценарий.

Благодаря этому в фильм попали очень редкие коллективы. А порой видеозапись какой-либо группы оказывалась впоследствии единственной. Так случилось с скиффл-группой The City Ramblers из Великобритании — пионеров этого жанра. Песня «Dr. Jazz», исполненная ими в фильме, стала единственной видеозаписью их выступления.

Премьера киноленты состоялась 1 сентября 1958 года.

По итогам года «Девушка с гитарой» заняла десятое место в рейтинге посещаемости и собрала почти 32 миллиона зрителей. Что абсолютно не повторило успеха «Карнавальной ночи».

Удивительно, почему руководство не взяло для съемок картины Рязанова. Ведь это благодаря ему «Карнавальная ночь» стала очень популярной.

И чтобы повторить успех логично было бы рассмотреть его кандидатуру. Но выбор у руководства был более чем странным. Снять картину поручили Александру Файнциммеру, который не имел никакого опыта в комедии. Но он был уже дважды награждённым Сталинской премией за фильмы «Константин Заслонов» и «У них есть Родина». Фильмы непопулярные, их многие совсем не знают.

Когда стало понятным, что фильм «Девушка с гитарой» не смогла дотянуться до вершин «Карнавальной ночи» его создатели были более, чем огорчены.

А кинокритики восприняли это как развязывание рук. Все кинулись ругать киноленту, соревнуясь в эпитетах.

Какие только ярлыки не привешивали «Девушке с гитарой»:

«Опасный крен»

«Ещё одна девушка» (намекая. видимо, на «Девушку без адреса»)

«К лёгкому жанру по … лёгкому пути…»

«В плену дурного вкуса»

Но разве могли бы так кинокритики наброситься на ленту, если бы сверху к фильму было доброе расположение? Конечно же, нет

Больше всего досталось самой девушке: Людмиле Гурченко. И от кинокритиков и от чиновников.

Актриса вспоминала о визите к министру:

«Появляются сразу оба — и министр, и зам. И сразу в атаку. Да в какую! Что, мол, я себе позволяю? Такое позорище! Танцы, вертлявые западные штучки-дрючки. И это наша комсомолка! <…> „С лица земли сотрём! Имени такого не будет!“ — это слова министра. И это не сегодняшние демократические денёчки, когда говори, что хошь, всем до фонаря. То было жестокое время. И то был настоящий приговор»

Актрисе фильм сослужил плохую службу. Гурченко стали называть актрисой лёгкого жанра.

С этого момента для актрисы начался период забвения. Причиной этому стал вдобавок отказ актрисы сотрудничать с КГБ. Такое предложение ей сделали во время съемок фильма.

Молодой актрисе пришлось довольствоваться концертами на заводах, шахтах и поездками по стране, встречаясь со зрителями.

Чёрная полоса длилась примерно 10 лет.

У актрисы были роли в кино, но в основном на республиканских студиях. Фильмы были откровенно слабыми и не имели большого успеха.

Из воспоминаний Гурченко:

«Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… 10 лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней??? Ничего!»

Однако роли у неё в это время всё-таки были (в фильмографии актрисы вообще нет перерывов более 1 года: из 54 лет её кинокарьеры было всего 12 лет, когда она не снималась — во второй половине 1990-х годов и в 2000-е годы).

В тени актриса оставалась до начала 70х годов, пока в 1974 году зрители ее увидели в фильме «Старые стены», в котором она сыграла главную роль — директора ткацкой фабрики.

Следующим шагом из забвения стала работа в киноленте «20 дней без войны», где партнером актрисы стал Юрий Никулин. Он помог Гурченко справиться с ролью и поддержал ее в трудное время.

Так лёгкий музыкальный, ни чем не обязывающий фильм-мюзикл негативно повлиял на творческую жизнь блистательной Людмилы Гурченко.

Оцените статью
«В плену дурного вкуса»: за что разнесли в пух и прах фильм 1958 года «Девушка с гитарой»,и почему для Гурченко наступил период забвения
Факты о фильме «Бумбараш»: как режиссер отстоял Васильеву, а Золотухин достал лошадей