Когда в советские годы актер Сергей Филиппов шел по улице, прохожие оборачивались, и каждый второй здоровался с ним. Его популярность была огромна. Когда на афише нового фильма появлялось имя Филиппова, в залах кинотеатров были аншлаги.
И, что важно, в абсолютном большинстве случаев актер не обманывал ожидания зрителей.
Кинокритики писали, что ключ к его популярности заключается в своеобразии его комического таланта.
Один из первых учителей Сергея Филиппова, народный артист СССР Николай Павлович Акимов, видел причину всенародной любви к актеру в глубокой человечности его творчества, несмотря на резкие краски, которыми пользовался Сергей Николаевич.
— Юмор Сергея Филиппова глубоко психологичен и человечен в отличие от других комических актеров, которые строят свой юмор на формальных приемах. Есть и другая причина огромной популярности этого актера. Филиппов умел видеть в людях смешное, по-доброму смешное.
Он не любил пошлость, зазнайство, чинопочитание, которыми были наделены многие его герои. Это делало творчество актера острым, современным и понятным каждому, — писали о причинах популярности Сергея Филиппова в советской прессе.
Смеха боится даже тот, кто ничего не боится, писал Николай Гоголь. И Филиппов мобилизовал всю силу мастерства, чтобы выявлять подлецов в своих героях и осмеивать их на глазах зрителей.
Он изображал их в сатирической форме, порой добавлял гротеска, после чего каждый зритель становился союзником Сергея Николаевича, ведь настоящий искренний смех объединяет людей.
В кино Сергей Филиппов пришел в 1937 году, этот дебют оказался решающим в его творческой судьбе. С тех пор он снимался постоянно до конца жизни. Тогда, в самом начале, актеру предстояло сыграть роль финна-шюцкоровца в фильме «За Советскую Родину».
Сценарий написали по книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера», о гражданской войне в Карелии.
Роль актеру досталась бессловесной и казалась легкой. В тот момент, когда отряд Тойво Антикайнена шел вперед для захвата селения, нужно было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий поток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца.
Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, шюцкоровец должен тут же рухнуть в воду. Вот и весь эпизод.
Никакой психологической проработки образа от Филиппова не требовалось. Нужны были только ловкость, скорость, смелость и сноровка. Плавать актер умел.
На Сергея Николаевича надели шюцкоровскую одежду, грим накладывать не стали – актер итак прекрасно вошел в образ. Четыре раза Филиппов падал в ледяную воду, четыре раза доставали и переодевали в сухую одежду, после чего бросали снова.
Коллеги думали, что съемки в этом эпизоде навсегда отобьют у актера желание работать на съемочной площадке. Но Сергей Филиппов наоборот заболел кино, увидев, с какой ответственностью создатели фильма подходят к работе.
В том же 1937 году актер играет крестьянина партизана в фильме «Волочаевские дни» режиссеров «братьев» Васильевых (однофамильцы, которых все в шутку называли братьями). Уже через год Сергей Николаевич снимается сразу в трех кинолентах.
В картине «Член правительства» Александра Зархи и Иосифа Хейфеца молодой артист выделяется резкостью и точностью характера своего персонажа. Его герой – наглый и жестокий человек, бездельник и саботажник. Через год артист играет матроса-анархиста в фильме Сергея Юткевича «Яков Свердлов».
В 1939 году актер снимается в эпизоде фильма «Выборгская сторона» Григория Козинцева и Льва Трауберга, а также играет старого железнодорожника в картине «Аринка». Для актера этот период – пора творческого подъема. Он снимается постоянно, и часто у великих режиссеров.
Что привлекало режиссеров в игре Сергея Филиппова? Ответ на этот вопрос есть в одной из советских энциклопедий о кино.
— Режиссеры ценили легкую эмоциональную возбудимость актера, яркость и остроту комедийных приемов, и удивительно органическое существование в образе. Уже тогда Сергей Филиппов удивлял своей богатой мимикой и пластичностью.
Его лицо передавало сложные психологические состояния, которые легко угадывались и переводились с языка мимических реплик на язык слов, — писали о нем.
А еще режиссеры ценили невероятную физическую выносливость актера и его склонность к риску. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов, а их за творческую жизнь Сергея Николаевича выпало немало.
Так, например, артист без колебаний влез в клетку к тигру Пуршу на съемках фильма «Укротительница тигров», падал в объятия медведя в «Косолапом друге», прыгал с моста в «Беспокойном хозяйстве», его поднимали на дыбу в фильме «300 лет тому…».
В конце 1930-х годов, когда Сергей Филиппов начал сниматься в кино, жанр советской комедии развивался в сложных условиях. До Великой Отечественной войны режиссеры начали несколько занятных опытов в области эксцентрической комедии.
Но такие фильмы посчитали излишне формалистическими, поэтому развития такой комедии не дали.
В этот же разряд попала и кинокомедия «Приключения Корзинкиной», которую снимали перед самой войной. Главную роль здесь исполнила обаятельная «Золушка» Янина Жеймо. Филиппов играл в фильме мастера художественного слова, выступающего с чтением поэзии на эстрадном конкурсе.
Когда чтец готовился к выступлению за кулисами, иллюзионист, также ожидая своей очереди, недосмотрел за своей мышью, и та проскользнула за ворот фрака героя Филиппова.
Он вышел на сцену с мышью за пазухой читать трагическое стихотворение «Умирающего гладиатора» Лермонтова, постоянно хихикая. Своей игрой Сергей Филиппов добился необыкновенного комического эффекта.
В таком же сатирическом ключе он сыграл свою следующую роль ефрейтора Шпукке в фильме «Новые похождения Швейка». Он ни на кого не похож. У него были любимые комики, но он, восхищаясь их работой, не повторял их приемов. Он не пытался спрятаться под маской. В каждой роли он искал характер.
— Чаще всего мне приходится играть роли советских людей, наших современников. А потому я стараюсь в каждой из ролей найти общественный смысл. Когда я снимался в картине «Ночной патруль» в роли заведующего магазином Ползикова, для меня важно было найти присущую этому типу психологическую особенность.
Я ходил на допросы проворовавшихся дельцов, подобных моему персонажу, и нашел такую черту. Это постоянный панический страх Ползикова перед советским правосудием и неизбежным разоблачением, — рассказывал Сергей Филиппов в одном из интервью.
Судьба комедийного актера зависела от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной значительной роли в кино. Тогда некоторые режиссеры использовали его талант, как хорошую «приправу» к своим безликим фильмам.
Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, милиционеров, вороватых администраторов, выпивох. Каждому из них Сергей Николаевич стремился придать человеческие черты, и это ему давалось.
Когда же Сергея Филиппова не стесняли в узких рамках роли, зрители в очередной раз убеждались в широких возможностях его таланта.