В 1967 году в советский прокат вышел один очень занимательный фильм. Даже можно сказать уникальный в своем роде. Те, кто его видели, разделились на два лагеря: одни нарекли картину шедевром, другие же назвали невнятным бредом. Сказать точно сколько было и тех и других, довольно затруднительно учитывая, что никакой адекватной статистики по этому фильму никогда не существовало.
Автор сценария и режиссер
Над сценарием для будущего фильма известная советская писательница Ольга Берггольц работала на протяжении многих лет. Сценарий носил название «Первороссийск», и писался именно под экранизацию.
Но после безуспешных попыток получить добро на съемки фильма, Ольга написала на основе сценария поэму, за которую получила премию, и уже после этого нашелся человек, заинтересованный в экранизации.
Им стал Иванов Александр Гаврилович, уважаемый советский артист и режиссер. Разумеется, он согласился снимать фильм при условии, что внесет свои правки в сценарий написанный Берггольц.
Режиссер хотел снять что-то очень необычное и нашел для этого очень необычного человека
К слову, поэма «Первороссийск», основана на реальной истории и повествует о трагических событиях, произошедших в коммуне «Первороссийск», созданной группой петроградских рабочих, которые столкнулись с непринятием и агрессией со стороны местных жителей.
Александр Гаврилович, счел сюжет слишком классическим и реалистичным и захотел снять что-то новое, чего не снимали до него. Целых два года он работал над сценарием, но так и не остался удовлетворен результатом.
Тогда Иванов передал эстафету одному очень занимательному человеку. Новым режиссером картины стал Евгений Львович Шифферс. Иванов выбрал Шифферса не случайно, Евгений Львович, занимавшийся театральными постановками, славился своим вольнодумством и склонностью к экспериментам, из-за чего в какой-то момент ему просто запретили ставить спектакли.
Учитывая репутацию смелого постановщика, Иванов решил, что официально он так и останется режиссером картины, но фактически он стал лишь прикрытием для Шифферса, который теперь мог распоряжаться сценарием и руководить съемками как ему заблагорассудится.
Что снял Шифферс
Что тот, собственно, и сделал. Шифферс основательно поработал над сценарием и изменил название с «Первороссийск» на «Первороссияне». Стилистика фильма кардинально поменялась, уйдя далеко в сторону от классического соцреализма к авангарду. Шифферс вырезал из сценария большинство диалогов, сделав две трети фильма «немыми».
Картина наполнена статическими сценами, которые не торопятся сменять друг друга, и предлагают зрителю просто созерцать. Отдельного внимания заслуживает игра с цветом. Эпизоды фильма разделены на несколько категорий, каждая из которых, имеет свой цветовой диапазон.
*
*
Художники изрядно намучились, когда «окрашивали» различные объекты, людей и лошадей в нужные цвета.
Фильм преисполнен символизмом и условностями, а люди здесь скорее ассоциируются с масками или образами, чем с конкретными личностями.
Также картина имеет элементы мистики.
Режиссер Евгений Шифферс открыто говорил, что он будет снимать «антикино» и даже советовал актерам не читать поэму «Первороссийск», потому что у его фильма будет мало общего с первоисточником.
По слухам такой подход не понравился некоторым членам съемочной группы, которые сочли перспективу участия в съемках такого нетипичного кино очень сомнительной. Не понравился сценарий и автору поэмы Ольге Берггольц.
Ограниченный тираж, уничтожение копий и восстановление фильма
Худсовет тоже был, мягко говоря, не в восторге после просмотра картины и тем не менее ее запустили в прокат очень ограниченным тиражом, но показы длились не долго.
Всего картину успели посмотреть порядка 500 тысяч советских зрителей, после чего было принято решение об изъятии и уничтожении всех имеющихся копий.
Уцелел только 70-миллеметровый негатив, хранящийся на студии. В период перестройки многие запрещенные фильмы восстанавливали и запускали в прокат, но технологии того времени не позволили восстановить «Первороссиян».
Фильм смогли восстановить только в 2009 году, при том, что сняли его аж в 1967. Таким образом картина была недоступна порядка 42 лет, что делает ее своего рода рекордсменом.