В фильмографии Вадима Абдрашитова осталось 13 картин, включая дебютный документальный фильм «Репортаж с асфальта», высоко оцененный его учителем Михаилом Роммом, и курсовую короткометражку «Остановите Потапова!», получившую несколько профессиональных наград.
Эту курсовую работу Абдрашитову засчитали как дипломную, и он на год раньше закончил режиссерский факультет ВГИКа. Последующие 11 фильмов режиссера также становились событием и для зрителей, и для кинематографа в целом. Все они были сняты в сотрудничестве со сценаристом и единомышленником Александром Миндадзе.
19 января исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста РФ Вадима Абдрашитова. В преддверии знаменательной даты предлагаем вспомнить мастера и его работы.
Слово для защиты (1976)
Вадим Абдрашитов: «…История про женщину-адвоката, которая вдруг ощущает себя в вакууме духовной жизни по контрасту с жизнью своей подзащитной, чуть было не убившей человека».
Приз за режиссуру на Всесоюзном кинофестивале, премия Ленинского комсомола.
Поворот (1978)
Вадим Абдрашитов: «Для того чтобы рассказ вышел рельефный и четкий, по всей видимости, персонажей нужно поместить в спрессованную, экстремальную ситуацию, ситуацию испытания, жизненно важного поворота, который максимально проявляет характеры. И Миндадзе блестяще это делал».
Приз Международного кинофестиваля в Варне.
Охота на лис (1980)
Александр Миндадзе: «О том, как человек впервые обретает некий взгляд на мир, на себя, на свою семью, на свое предназначение, впервые испытывает сомнения в правильности своих поступков, своих решений. Во всяком случае, мы с режиссером стремились, чтобы картина была именно о духовном пробуждении вот такого вполне зрелого, вполне благополучного человека».
Специальный приз жюри на Международном кинофестивале авторских фильмов в Сан-Ремо.
Остановился поезд (1982)
Вадим Абдрашитов: «Это частная история о следователе, который, по выражению одного критика, «приехал ржавым ключом открывать проржавевший замок». И в этом его драма. Человек, который настолько любит людей, что ненавидит их, ненавидит, потому что любит, считает, что они должны жить нормальной жизнью!.. А они не живут этой жизнью и вместо двух «башмаков» ставят один…»
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.
Парад планет (1984)
Александр Миндадзе: «…Они пользуются своей «смертью», чтобы сбежать от своей жизни таким вот причудливым образом. Это фильм не столько о неизменности мира, сколько о попытке побега из этого неизменного мира».
Вадим Абдрашитов: «Несмотря на то, что фильм «Парад планет» – достаточно сложный, философский… Люди поняли главный посыл фильма: что жизнь коротка и прожить ее хотелось бы правильно».
Главный приз Международного кинофестиваля в Авеллино, специальный приз Международного кинофестиваля в Сан-Ремо.
Плюмбум, или Опасная игра (1986)
Вадим Абдрашитов: «В работе над сценарием мы вдохновились заметкой в газете о том, как один дружинник злоупотреблял властью, но у нас все намного сложнее, это лишь фундамент истории.
Нельзя к власти, к ее рычагам, пусть самым малым, допускать человека безнравственного, духовно неразвитого. Безнравственный энтузиаст – немыслимое, противоестественное сочетание».
Золотая медаль «За социальный прогресс и гуманизм» на Венецианском кинофестивале.
Слуга (1988)
Вадим Абдрашитов: «Этот персонаж узнаваем, я сам знаю таких начальников из советской партийной номенклатуры и знаю их в нынешнем обличье. Но, несмотря на узнаваемость, там копытца дьявольские все же угадываются. Это было заложено и в сценарии, и, конечно, сыграно Борисовым».
Государственная премия СССР, премия экуменического жюри Берлинского кинофестиваля, премия Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве.
Армавир (1991)
Александр Миндадзе: «…»Армавир» – о рождении заново после катастрофы. Не думал о постоянстве катастрофы. Но, конечно, я об этом и делал – о некоем крутящемся, вечном колесе. И о том, что эта катастрофа захватывает все больше и больше людей: группу, как в «Параде планет», страну, как в «Армавире», или рабочих, как в «Магнитных бурях».
Пьеса для пассажира (1995)
Александр Миндадзе: «В «Пьесе для пассажира» я вдруг представил себе, что встречаются двое, прокурор и человек, которого он упек в тюрьму за то, за что нынче ставят памятники. Теперь прокурор на обочине жизни, а тот – кум королю и хочет отомстить своему врагу, но необычным способом.
Это абсолютнейшая жизнь состояний. Трансформация от добра к злу абсолютно естественным путем. Но таким было и время, тасующим людей, словно карты в колоде…»
Приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля.
Время танцора (1997)
Вадим Абдрашитов: «В картине «Время танцора» все трое – симпатичные, веселые ребята, и женщины, которые их окружают, тоже красивые и молодые. Но все как-то не устраивается. Почему? Да потому что за плечами война!»
Гран-при «Кинотавра» за режиссуру, специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Локарно, премия «Золотой овен» в категории «Лучший фильм».
Магнитные бури (2003)
Вадим Абдрашитов: «В «Магнитных бурях» огромные толпы людей выясняют друг у друга, кто за кого, и никто не может при этом ответить, почему оказался по одну или по другую сторону баррикады».
Премия Правительства РФ 2005 в области культуры, премии «Ника» и «Золотой орел» в номинации «Лучшая режиссерская работа».