«Валентина» (1980): философский фильм по пьесе Александра Вампилова

В 1980 году режиссер Глеб Панфилов снял картину «Валентина». В основу фильма вошла пьеса Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Театральная камерность, особое построение диалогов, малое количество актеров – все это создает впечатление, что смотришь спектакль.

Сюжет: Центром притяжения в маленьком таежном поселке стала «Чайная», в которой работают всего две сотрудницы – буфетчица Анна (Инна Чурикова) и юная очаровательная официантка Валентина (Дарья Михайлова). Кажется, зачем в этом Богом забытом местечке, где нет даже местного клуба учреждение общепита? Однако каждое утро немногочисленные жители спешат в «Чайную», чтобы позавтракать, попить чай, обсудить новости. У каждого героя есть какая-то драма, о которой зрители узнают постепенно.

В Валентину влюблен сын Анны – дерзкий, вспыльчивый молодой человек. Но девушка на его грубоватые ухаживания не отвечает. Ей нравится взрослый мужчина Владимир – бывший городской житель и следователь. Он, в свою очередь, пытается скрывать роман с местной аптекаршей Зиной (Ларисой Удовиченко). В поселке постепенно разворачивается драма.

Познакомимся с героями поближе.

Великолепная Инна Чурикова в полной мере раскрыла характер своей героини. Анна – гордая женщина, которую много лет мучает чувство вины. Любимый мужчина ушел на фронт, а потом по стечению обстоятельств, задержался на 15 лет. За это время Анна родила сына от другого мужчины. И теперь Анна и Афанасий (Юрий Гребенщиков) тянут лямку непонятных болезненных отношений.

У них много претензий и обид, но на окончательное расставание они решится не могут. Диалог супругов заканчивается ссорой, они постоянно в противостоянии. Афанасий много пьет, вызывает Анну на конфликт. Она не остается в долгу. Сын Пашка (Сергей Колтаков) с детства живет в такой атмосфере. Его появление, словно немой укор, напоминание о том, что жизнь Анны и Афанасия могла бы сложится по-другому.

Определенно на характер Пашки повлияла эта ситуация. Он чувствует себя ненужным, и транслирует в мир агрессию, ведет себя вызывающе. Вечный бунтарь.

Следователя Шаманова сыграл Родион Нахапетов. Его герой, словно потерял смысл жизни. Еще молодой мужчина с упоением думает о пенсии. Он разочаровался в профессии. И на это есть причина. Желая отстоять справедливость, Шаманов пытался засадить в тюрьму истинного преступника, но тот оказался сыном влиятельного человека. Владимир поплатился карьерой. Теперь он вынужден жить в таежном поселке, где все для него уныло, серо и посредственно. Даже вялотекущий роман с аптекаршей для него пустая трата времени. Он уходит от разговоров по душам, потому что не видит в этом смысла. И лишь признание юной официантки Валентины заставляет по-другому взглянуть на окружающую действительность. Нет, у Владимира не возникает ответное чувство. До недавнего времени он даже не замечал девушку. Но пробуждение каких-то живых эмоций в нем самом понравилось.

Аптекарша Зинаида – персонаж сложный. За внешней легкостью, непосредственностью, жизнерадостностью скрывается боль – безответная любовь. На мой взгляд, Ларисе Удовиченко удалось это показать.

Центральный персонаж – Валентина. Дарье Михайловой на момент съемок было всего 15 лет. По сути – ребенок. А играть нужно было влюбленную 18-летнюю девушку, у которой сложные отношения с деспотичным отцом. В фильме обговаривается момент потери невинности, причем, не по обоюдному согласию. Сложная деликатная тема для столь юной актрисы. Валентина услышала, как Павел ссорится с матерью, как она прогоняет его. После этого девушка все же соглашается сходить с парнем на танцы в соседний поселок. Когда молодые люди возвращаются домой, из их диалога становится понятно, что случилось то, к чему Валентина не была готова. Павел говорит: «Теперь ты мне жена», а девушка не может смотреть на него без неприязни.

В этом глухом поселке нет подходящей партии для Валентины. Ее романтические порывы, грезы – в пустоту. С Павлом она быть не хочет, Шаманов не будет с ней. Остается бухгалтер Иннокентий (Всеволод Шиловский) – скучный, ворчливый стареющий мужчина. Ему все равно на ком жениться, лишь бы так обустроить быт, чтобы не питаться в «Чайной». Иннокентий делает попытку ухаживаний за яркой Зинаидой, но та намекает на то, что Валентина – неплохая партия для бухгалтера. В тот момент в ней говорит ревность. Она замечает перемену Шаманова по отношению к Валентине, боится его потерять. Иннокентий идет к отцу Валентины, просит руки девушки, и тот дает согласие. О том, что нет любви, нет искренности, никто не задумывается.

В картине есть еще один бурно обсуждаемый момент. Каждый день Валентина спокойно, но упорно ремонтирует калитку палисадника, которую ломают посетители «Чайной». Им неудобно идти в обход, легче выломать доски из калитки и пройти через палисадник. Изо дня в день повторяется это – люди ломают, Валентина восстанавливает. В этом, определенно, есть символизм. Зрители спорят, что именно зашифровал Вампилов. Кто-то высказывает предположение, что калитка – это юность, чистота, доброта Валентины, которую разрушают окружающие люди. Другие видят в этом момент стойкости духа. А что думает вы?

Оцените статью
«Валентина» (1980): философский фильм по пьесе Александра Вампилова
Про неоднозначный советский фильм «Строгий юноша», который дважды положили на полку