Василий Перов. Как сложилась жизнь известного художника, обличающего пороки общества

Продолжаю рассказывать про жизнь замечательных и талантливых художников. Сегодня речь про Василия Григорьевича Перова.

Как все начиналось

Василий появился на свет в 1833 году. Мальчик был незаконнорожденным сыном барона Григория Карловича Криденера.

Вскоре после его рождения родители повенчались, а Василий по бумагам звался Васильевым (такова была фамилия крестного отца мальчика).

Через год после появления сына, барон был переведен прокурором в Архангельск, и с того момента жизнь маленького Васи была полна ежегодных переездов и волнений.

Мать рано начала обучать своего первенца грамоте. Васе еще не исполнилось 5 лет, а он уже прекрасно читал и мог по памяти рассказать несколько стихотворений.

Через некоторое время с мальчиком начал заниматься священник, а потом к занятиям подключился заштатный дьячок.

Вместе с Василием дьячок обучал мальчика Ваню. Как-то проказник Ваня так разозлил своего преподавателя, что тот в сердцах вскричал:

-Куда тебе писать, тебе только ногами болтать, и будешь ты у меня Иван Болтов, а вот он (показывая на Васю) будет у меня Василий Перов.

Эти прозвища навсегда закрепились за маленькими учениками.

Когда семья барона переехала в Саблуково, Василий заболел оспой. Болезнь дала осложнение на зрение и последствия оказались на всю жизнь.

Однажды отец пригласил домой художника, дабы тот написал его портрет. Маленький Перов был заворожен наблюдением за живописцем.

Ему понравилось, как тот растирал краски. ловко орудовал карандашом и мастерски создавал на холсте картину. С того момента Вася начал рисовать.

В 1843—1846 годах Василий обучался в арзамасском уездном училище. После обучения там, мать собиралась отдать сына в нижегородскую гимназию, но Василий добился, чтобы его зачислили в арзамасскую художественную школу А. В. Ступина.

Там он учился до 1849 года.

В 1852 году Василий Перов поехал в Москву и на следующий год смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Начался сложный виток жизни. Юный художник не мог целиком отдаться искусству, так был постоянно озадачен вопросами о хлебе насущном.

Его отец, прекратил ему высылать деньги и молодому человеку было нечем платить за съемную комнату. И только благодаря необыкновенной доброте хозяйки квартиры, Василий мог пользоваться жильем.

А ведь надо было еще как-то обеспечивать свое пропитание.

Тучи сгустились, когда владелица квартиры оказалась при смерти.

Терзаемый мрачными думами Перов уходил на кладбище и там, в полной тишине, предавался размышлениям о безотрадном будущем.

Он понимал, что не потянет художественное образование и нужно уходить… На помощь ему пришел один из преподавателей училища, предложив парнишке поселиться у него на казенной квартире.

Помимо жилья он дал ему возможность пользоваться обеденным столом.

Позже Перов написал:

Благодетельницы моей, Марьи Любимовны, нет уже в живых! До самой смерти ее тяготила забота о моей участи: как я останусь? что мне делать? как мне быть? Однако же все эти вопросы разрешились за несколько дней до ее кончины, и она не унесла с собой в могилу скорбного чувства о моем сиротстве.

В 1857 году Василий Перов написал картину «Приезд станового на следствие» и получил за нее большую серебряную медаль. Критики обратили внимание на художника. О нем стали говорить, как о продолжателе художника Федотова.

Теперь у Перова появилась новая цель — заработать золотую медаль. Для достижения этой цели, он взял сюжет «Сцена на могиле».

Картина получилась проникновенная, но сам художник скептически отнесся к полученному результату и не послал работу в Академию.

Золотую медаль он все-таки смог получить. И малую и большую. В 1861 году Перов написал две картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

За первое полотно его наградили большой золотой медалью, а вот за второе он получил шквал критики. Дошло до того, что вмешалась Академия и сняла работу с выставки.

А все потому, что Перов начал высмеивать слабости людей. Ему понравилось делать тонкую сатиру. Он демонстрировал «изнанку общества» и церковная процессия у него получилась в самом неприглядном образе.

Чем все завершилось

В 1862 году Перов женился на Елене Шейнс. Сразу после свадьбы художник вместе с женой отправились за границу.

Они отсутствовали пару лет и посетили две страны — Германию и Францию. Могли бы пробыть там и дольше, но Василий Григорьевич написал начальству:

Посвятить себя на изучение страны чужой, я нахожу менее полезным, чем по возможности изучать и разрабатывать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества.

Он был первым художником, который захотел скорее вернуться в родные края. Обычно художники всеми способами старались увеличить срок пребывания за границей.

Осенью 1864 года Перовы вернулись в Россию и поселились в доме Резанова, дяди жены.

Василий Григорьевич Перов стал приверженцем критического реализма. Он считал, что его главная задача — обличать пороки общества. В 60-е года его картины отличаются тем, что он уделял большое внимание социальной несправедливости.

В браке были рождены трое детишек. Вот только семейная жизнь стала для Перова настоящей трагедией. Жена через пять лет после свадьбы умерла.

Вскоре погибли двое старших сыновей художника. В живых остался лишь младший сын Владимир.

Художник полностью отдался работе. Лишь через пять лет (1872 год) он смог жениться снова. Его супругой стала Елизавета Егоровна Друганова.

К тому моменту некогда веселый и жизнерадостный Перов превратился в раздражительного и подозрительного человека. Он утратил доверие не только к окружающим, но и к самому себе.

У него развилась сильнейшая мнительность в своих творениях, и когда ему говорили, какие хорошие картины у него выходят, он недовольно повторял: «хорошо-то хорошо, но думаю, что можно и могу лучше написать».

У Перова началось такое недовольство собой, что он начал переделывать или уничтожать ранее написанные работы. Он превратился в варвара по отношению к собственным произведениям искусства.

В 1882 году состояние здоровья Перова резко пошатнулось. У него было обострение чахотки. Несчастный 48 летний художник задыхался от кашля и умолял лишить его жизни.

Его супруга самоотверженно находилась с ним до последнего. Она постоянно читала ему и следила, чтобы он не напрягался и не пытался много говорить.

29 мая 1882 года он заснул и не проснулся. Елизавета Егоровна сильно переживала:

Чем мне теперь жить! Жизнь моя разбита… Я лишилась такого друга… такого. Я делила всегда с ним все мысли, всю жизнь; между нами ничего не было тайного; я привыкла жить только для него… Мне теперь только и легче, когда я сижу у его могилы.

Перова пришли провожать почти все его ученики и коллеги, собралось множество поклонников его таланта. Василия Григорьевича похоронили на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.

Позже его прах был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре.

Оцените статью
Василий Перов. Как сложилась жизнь известного художника, обличающего пороки общества
Слухи о смерти Варлей и слишком реалистичные монстры: как снимали главный советский ужастик «Вий»