Произведения Михаила Шолохова в советские времена экранизировали с завидной регулярностью.
В 1963 году актер Евгений Моргунов выпустил свою единственную режиссерскую работу «Когда казаки плачут» по рассказам Шолохова. Через год после этого выходит «Донская повесть» с Евгением Леоновым и Людмилой Чурсиной в главных ролях.
Сергей Бондарчук в 1974 году снял фильм «Они сражались за Родину», а его режиссерским дебютом стала экранизация романа «Судьба человека». Также дважды были экранизированы «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
Произведения Шолохова были важны не только режиссерам и зрителям, но и актерам, многие из которых считали за честь сняться в экранизации произведений этого советского писателя.
Так, актеру Ивану Лапикову дважды посчастливилось сыграть в фильмах по Шолохову. Он сыграл деда Гаврилу в фильме «Непрошенная любовь», снятого по одному из ранних рассказов писателя «Чужая кровь», а также старшину Поприченко в киноленте «Они сражались за Родину».
— Примеряя на себя характеры шолоховских героев, я каждый раз поражался силе фантазии писателя, умение видеть человека во всех его противоречиях и сложностях, в духовной объемности.
Главным желанием актеров, которые погружались в мир шолоховских образов, было донести, не расплескав, все это богатство до экрана, — рассказывал Иван Лапиков.
Актер уверен, что без Шолохова мы бы не узнали донское казачество. Он стал ярким летописцем советской эпохи, на фронте работал военным корреспондентом.
— Произведения «Тихий Дон», «Поднятая целина» и «Судьба человека» написаны кровью, и сыграны с полной отдачей, поэтому и остались в памяти людей, — заключает Иван Лапиков.
Для Людмилы Чурсиной встреча с шолоховской героиней в фильме «Донская повесть» оставила след на всю жизнь. Это, по признанию актрисы, ее первая ответственная работа на экране.
— Роль казачки Дарьи из первых рассказав писателя – это большая школа. Это творение истинно русского духа и сердца. Роль потребовала «прыжка в холодную воду». «Донская повесть» вооружила меня на долгие годы методом подхода к воссозданию человеческой личности на экране, — рассказывает Людмила Чурсина.
– У этого писателя великое сердце, он мог различать в многолосом хоре индивидуальную ноту каждого человека. Вот почему он слышал и понимал голос миллионов. А миллионы понимали его.