Вера Пашенная. Свет погасшей звезды

Как описать творчество театральной актрисы, ведь это не более, чем свет погасшей звезды… Однако, о Вере Пашенной, к счастью, так сказать нельзя — все же нам посчастливилось иметь возможность посмотреть фильмы с ее участием.

Фильмы с участием актрисы все же дают возможность представить себе масштаб актерского дарования.

Актриса Малого театра, профессор Щепкинского училища, дочь актеров, она продолжила театральную династию, как продолжили ее, и дочь актрисы, и внук.

Вера начинала свою карьеру еще в далеком 1904 году, когда поступила (хотя и не с первой попытки) в театральное училище.

Через три года, после окончания, она получила приглашение в Малый театр, в котором уже заканчивала свою работу великая Мария Ермолова.

Вера быстро стала ведущей актрисой театра, ей были одинаково подвластны комедийный и трагедийный жанр, она великолепно владела дикцией.

Молодая актриса быстро сделала выбор и в личной жизни — вышла замуж за известного актера, звезду немого кино Витольда Полонского.

В браке в 1906 году родилась дочь. Но не все было безоблачно в актерской семье — муж требовал, чтобы Вера отказалась от сцены в пользу семьи, но она отказалась.

Поэтому через три года брак распался. В 1913 году Вера Пашенная вышла замуж во второй раз. Избранником артистки стал театральный артист Владимир Грибунин.

С 20-х по 40-е годы Пашенной удалось воплотить на сцене театра все самые известные роли классического репертуара. Она блистала и в новых постановках — «Любовь Яровая», «Нашествие», «На берегу Невы», «Разгром», «Калиновая роща».

Насладиться игрой молодой Пашенной мы можем в кинопостановках, таких как «Бесприданница» (1912), «»Тайна дома № 5» (1912), «Гроза» (1912), «Поликушка» (1919).

Также в двадцатых годах Пашенная часто выступала по приглашению других театров, например, провела два сезона, играя в спектаклях МХАТ.

Сила ее дарования потрясала современников, она была в лучшем смысле представителем старой театральной школы. За годы своего преподавания в театральном училище Пашенная выпустила блистательную плеяду советских артистов.

После войны актриса продолжала играть на сцене родного театра, а также снялась в фильме «Васса Железнова» (1953), где правдиво и точно воплотила образ горьковской героини.

Стоит пересмотреть этот фильм, так как многие наши современники считают, что лучшей Вассы ни в театре, ни в кино не было. Это эталонное исполнение.

В фильме «Дорога правды» (1956), в котором главную роль сыграла Тамара Макарова, Пашенная появилась в небольшой роли учительницы, а в фильме «Екатерина Воронина» (1957) она сыграла роль бабушки Екатерины, которую исполнила Людмила Хитяева.

В фильме «Идиот» (1958) Пашенной был создан образ генеральши Епанчиной. Последним фильмом актрисы стал «Повесть о молодоженах» (1959), где она сыграла роль директора детского дома.

Актриса также записывала радиоспектакли — «Русский лес», «Люди из захолустья», «Летом в Ключиках», «Сигнальные огни».

Большое внимание Пашенная уделяла своей педагогической работе, она выпустила несколько книг — еще в 1934 году актриса написала труд «Моя работа над ролью», в 1954 году была выпущена книга «Искусство актрисы».

В конце жизни была опубликована книга «Ступени творчества» (1964).

В 1961 году, когда театр репетировал пьесу «Честность», актриса вдруг стала ощущать недомогание. Поначалу казалось, что это обычное переутомление.

Но даже отдых не помог. Тогда Пашенная обратилась к врачам, чей вердикт был беспощадным — рак. Актрисе предложили сложный курс лечения, но находиться в больнице она не захотела.

Пашенная ясно представляла себе, чем грозит отказ от полноценной терапии, но тем не менее, она появлялась на облучении рентгеном только в первую половину дня, после чего отправлялась в театр.

Ее всегда видели собранной, аккуратной, ровно приветливой.

О том, что болезнь прогрессировала, знали лишь близкие. В этот период актриса начала репетиции спектакля «Гроза» — она выступала в двух ипостасях — и как режиссер, и как исполнительница роли Кабанихи.

Длительные перерывы в репетициях, которые она объявляла, объяснялись тем, что актриса нуждалась в обезболивающих уколах, после которых она отлеживалась.

Тем не менее, спектакль был выпущен на сцену театра в 1962 году. И слово исполнив самое главное и последнее дело, Пашенная сдала. Теперь боли постоянно мучали ее.

Ухаживать за больной матерью вызвалась дочь, она же перевезла мать к себе домой, но вскоре великой Пашенной не стало.

Оцените статью
Вера Пашенная. Свет погасшей звезды
Правильно ли поступил Мимино?